Вопрос 56: Биржевая торговля: понятие биржи, признаки, участники торгов, биржевой товар, формирование цен на бирже, биржевые индексы
Законодательно-нормативные акты:
Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.1992 №2383-1 (ред. от 15.04.2006).
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 17.05.2007), принят ГД ФС РФ 20.03.1996.
Понятие биржи
Биржа – это некоммерческая организация профессиональных участников рынка, создающих организованный оптовый рынок с определенным временем и местом торговли для торговли особыми товарами.
Биржевой зал. Все торги осуществляются в биржевом зале. Каждый, находящийся в зале выполняет свою роль. Зал рассчитан на несколько тысяч человек. Каждому участнику создаются все необходимые условия для торговли. Зал разделён на секции. Торговля каждым видом товара осущ-ся в своей секции. Внутри секции место торговли спланировано в виде ступенчатой ямы (биржевая яма, биржевое кольцо, биржевой ринг). Биржевое кольцо устроено таким образом, что все имеют равные возможности передавать и получать информацию. Биржевые посредники располагаются на разных уровнях биржевой ямы в завис-ти от ранга. Рядом с каждой секцией располагаются ряды телефонов и компьютеров. По сторонам торгового зала размещаются информационные табло. На табло обычно указывают время в различных часовых поясах, отображается информация о ценах, инф-я от др. бирж, биржевые новости. Всё это отображается с использованием специальной симврлики и жаргона. Под торговым залом обычно располагаются хранилища информацию устройства связи.
Управление биржей осуществляют обычно следующие органы:
общее собрание членов биржи (пайщиков) и учредителей (высший орган),
биржевой комитет (совет директоров),
исполнительная дирекция.
Классическая биржа осуществляет торги в виде аукциона. В последние годы благодаря развитию вычислительной техники возникли автоматизированные системы купли-продажи ценных бумаг, но классическая биржа доминирует.
Основные (характерные) признаки биржи:
регулярность торга (оговорены дни и часы торгов);
ведение торговли в строго определенном месте (здание биржи)
унификация основных требований к качеству и количеству товара;
унификация условий и сроков поставки биржевого товара,
На бирже покупатель и продавец не торгуют друг с другом. Процесс купли-продажи осуществляется через посредников (брокеров, дилеров и т.д.).
Установление официальных биржевых котировок цен;
осуществление торгов по единым биржевым правилам;
В торговом зале нет ни денег, ни товаров.
Цель и задачи биржи
Для отдельного посетителя цель — это арена для увеличения капитала.
Для народного хозяйства – не получение прибыли отдельными контрагентами, а получение максимального дохода на уровне государства за счет за счет значительного облегчения и удешевления торговли. На бирже минимумом затрат достигается максимум эффекта. Спрос и предложение обширных областей стремятся уравновесить друг друга с наименьшими издержками средств и времени. Благодаря концентрации во времени и пространстве, биржа является центральным местом для цифрового выражения спроса и предложения.
Главными задачами для биржи являются:
согласование спроса и предложения;
определение справедливых цен товаров;
обеспечение ценовой гласности;
страхование рисков, связанных с колебанием цен.
(В плановой экономике СССР этот комплекс задач решали Госплан, Госкомитет цен, Госснаб, Госстрах)
Биржевой индекс – это число, которое характеризует качественное состояние рынка в динамике. Повышение индекса говорит о благоприятной оценке перспектив экономического роста, понижение индекса - наоборот дает скептический прогноз. Самый известный индекс в мире Индекс Доу-Джонса для индустриальных компаний (рассчитывается как среднеарифметическое стоимости акций 30 ведущих компаний США). Индекс был впервые рассчитан в 1896 году.
Другие известные мировые индексы: индекс электронной биржи NASDAQ (США), Индекс английского фондового рынка ФТ-30, Индекс германского фондового рынка: DAX-30, Индексы японского фондового рынка: Никкей, TOPIX, Индекс фондового рынка Франции САС-40. Наиболее известные фондовые индексы российского фондового рынка: общероссийский фондовый индекс РТС-Интерфакс, Индекс РТС - индекс российской торговой системы – информационного агентства Национальной ассоциации участников фондового рынка.
Механизм формирования рыночных цен на бирже
Биржа устанавливает рыночную цену, причем не просто с учетом объема спроса и предложения, а сбалансированного спроса и предложения. Биржа может отменить торги, если имеются перекосы в спросе и предложении. Таким образом, не устраняя естественных законов рынка, биржа вносит элементы оздоровления, регулирования и планирования в систему рынка любой страны.
Рыночная цена на товар устанавливается с учетом всех известных на этот момент факторов. Учитываются т/ж и будущие возможные события, но у каждого своё представление какое влияние окажет то или иное событие, поэтому кто-то начинает продавать, а кто-то скупать. Постоянно устанавливается равновесная цена.
Через биржу осуществляется быстрейшее движение товара из сферы производства в сферу потребления. Те процессы, которые в реальной жизни потребовали бы недель и месяцев, на бирже протекают за несколько минут или часов. Это обеспечивается следующими условиями:
- в зале нет товара и денег, поэтому участники не отвлекаются
- партии товаров, сам товар и условия поставки стандартизированы. Торговля идет через контракты
- игроку разрешается заключать сделку на сумму в млн. руб., хотя на счету у него тысяча р.
- любую сделку можно быстро аннулировать и заключать новую сделку. Это многократно увеличивает кол-во операций.
- все компьютеризировано.
Участники биржевых торгов
Биржевые операции могут осуществляться только через биржевых посредников. Основные посредники – брокеры, дилеры, маклеры, клерки и др.
Биржевые посредники совершают сделки по купле-продаже как для себя, так и для клиентов.
Брокеры — физические и юридические лица, члены биржи, которые заключают контракты на продажу и покупку товаров по заказам клиентов и получают за свою работу комиссионное вознаграждение;
Дилеры — юридические лица, члены биржи, осуществляющие биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Они обладают местом на бирже, производят котировку; их доходы образуются за счет разницы между покупкой и продажной ценой биржевого товара, а также за счет изменения курсов ценных бумаг и валют;
Маклер – биржевой посредник, торгующий для себя, биржевой спекулянт.
Клерки – служащие, выполняющие разные обязанности в торговом зале: телефонный клерк, клерк-посыльный, клерк-помощник.
Биржевой товар
Важнейшей особенностью организации биржевой торговли является то, что ни один товар, ни одна ценная бумага непосредственно в торгах не участвуют. Торговля ведется определенным количеством единиц стандартизированного товара или ценных бумаг.
Биржевые товары должны отвечать особым требованиям:
быть стандартным по качеству;
быть стандартным по количеству, т.е. по числу, размеру или весу;
может быть заменен любым другим товаром из той же партии.
Считается, что стандартизация образует главный признак подлинно биржевого товара.
Стандартизация по качеству – позволяет осуществить торговлю товаром при его отсутствии во время заключения сделки (торговля по образцам или техническому описанию).
Стандартизация по количеству – товар на бирже продается и покупается в строго определенных размерах, в так называемых биржевых единицах. Они соответствуют либо вместимости транспортных средств (как правило, железнодорожных вагонов), либо месту по объему и весу (например, в США — кипа хлопка).
Суть полной заменяемости товара состоит в том, выполнение биржевого стандарта предусматривает возможность обезличивания товара, т. е. до самого момента выполнения контракта покупатель не знает, откуда он его получит.
Сегодня в число биржевых товаров входит 60— 65 видов товаров.
Биржевой товар — это продукция, прошедшая лишь первичную переработку, т.е. сырье или полуфабрикаты:
сельскохозяйственные и лесные товары, продукты их переработки:
сырье и полуфабрикаты,
нефть и нефтепродукты.
Классификация бирж
Современные биржи классифицируются по следующим признакам
По месту и роли в мировой торговле – международные, региональные, национальные.
По виду биржевого товара – биржи товарные (для торговли реальным товаром, фьючерсные (современная форма товарной биржи), фондовые (для торговли ценными бумагами), валютные. Фьючерсные биржи осуществляют в основном продажу контрактов (соглашений) о реализации товаров, которые будут произведены в будущем периоде (например, договор об условиях закупки урожая следующего года). Подавляющее число бирж, действующих за рубежом в настоящее время, являются фьючерсными.
По характеру деятельности - специализированные и универсальные.
Характеристика биржевой торговли в России
Современный этап в деятельности российских бирж начался в 1990 г. регистрацией Московской товарной биржи (МТБ). В 1992 году число бирж приближалось к 800. К середине 1992 года перерегистрировано было только около 270 бирж. В 1996 г. их осталось около 100. На российском рынке, по оценкам специалистов, должны существовать всего 7-8 фондовых бирж. Крупнейшие биржи России – Московская Межбанковская Валютная Биржа (ММВБ) и Российская Торговая Система (РТС). Всего в мире насчитывается примерно 200 бирж в более чем 60 странах. Самой крупной классической биржей является Нью-Йоркская фондовая биржа.
Направления развития биржевой торговли:
Укрупнение бирж;
Перепрофилирование товарных бирж на торговлю фьючерсами, ценными бумагами, валютой;
Совершенствование биржевой инфраструктуры (расчетное, депозитарное и др. обслуживание).
- Порядок расчета производственной программы
- Понятие и виды производственной мощности
- Порядок расчета производственной мощности
- Учет поступления основных средств
- Учет выбытия основных средств
- Состав и структура оборотных средств
- Методы оценки материальных ресурсов:
- 1. Анализ объема и структуры оборотного капитала.
- 2. Анализ эффективности использования оборотных средств.
- 3. Оценка обеспеченности собственными оборотными средствами.
- 4. Анализ ликвидности активов.
- По степени специализации различают:
- По степени непрерывности технологического процесса различают
- По способу поддержания ритма различают линии:
- Вопрос 21: Логистический подход к управлению материальными потоками: понятие логистики, необходимость применения, специфика логистического подхода к управлению
- Вопрос 22: Общая характеристика предпринимательства. Типология предпринимательской деятельности
- Вопрос 23: Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Вопрос 24: Малое предпринимательство: критерии, роль в экономике. Особенности налогообложения
- Вопрос 25: Предпринимательский риск: классификация, методы оценки и управления рисками.
- Вопрос 26: Этапы и формы организации собственного бизнеса
- Вопрос 27: Основные виды и методы регулирования внешнеэкономических операций
- Вопрос 28: Таможенный контроль
- Вопрос 29: Формы международных расчетов
- Вопрос 30: Система всемирного хозяйства и международное разделение труда
- Вопрос 31: Международная экономическая интеграция
- Вопрос 32: Международная валютная система
- Вопрос 33: Основы составления платежного баланса страны
- Горизонтальное представление платежного баланса
- Вопрос 34: Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений
- Моментные
- Интервальные.
- Вопрос 35: Понятие экономических индексов. Классификация индексов. Важнейшие экономические индексы и их взаимосвязи
- Степень охвата явления:
- Вопрос 36: Статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов. Система национальных счетов (снс) России и ее основные показатели
- 7. Счет операций с капиталом в текущих ценах
- Вопрос 37: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Основные принципы бухгалтерского учета
- Вопрос 38: Бухгалтерский баланс и отчетность
- Типы изменений в балансе
- Вопрос 39: Виды расчетных операций и их учет
- Вопрос 40: Учетные регистры. Формы бухгалтерского учета. Учетная политика
- Вопрос 41: Международные стандарты финансовой отчетности
- Вопрос 42: Финансовая система России: функции, звенья.
- Вопрос 43: Финансовый рынок: сущность, функции. Кредитный рынок. Страховой рынок. Рынок ценных бумаг. Валютный рынок
- Вопрос 44: Сущность и функции денег. Виды денег. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
- Вопрос 45: Финансовые ресурсы предприятия. Особенности формирования и использования
- Вопрос 46: Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Финансовые инструменты. Информационное обеспечение.
- Вопрос 47: Управление собственным капиталом: производственный и финансовый леверидж, дивидендная политика, стоимость бизнеса.
- Вопрос 48: Управление оборотным капиталом: управление запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и их эквивалентами
- Вопрос 49: Антикризисное управление предприятием
- Вопрос 50: Финансовые стратегии. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.
- Вопрос 51: Банковская система России: центральный банк, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения страны. Банковские операции
- Вопрос 52: Банковские кредиты: принципы кредитования, классификация банковских кредитов, кредитный договор
- 1) Срочность возврата; 2) дифференцированность;
- Вопрос 53: Система ценных бумаг в России: понятие ценной бумаги, виды, классификация, качество ценных бумаг, портфель ценных бумаг, проблемы рынка ценных бумаг в России
- Вопрос 54: Рынок недвижимости: особенности, классификация, тенденции развития
- Вопрос 55: Оценка стоимости недвижимости: основные методы, их сравнительный анализ
- Вопрос 56: Биржевая торговля: понятие биржи, признаки, участники торгов, биржевой товар, формирование цен на бирже, биржевые индексы
- Вопрос 57: Аудиторская деятельность: понятие, цель. Сопутствующие аудиту услуги
- Вопрос 58: Аудиторское заключение: структура и виды
- Вопрос 59: Налоговая система Российской Федерации. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение.
- Вопрос 60: Эволюция менеджмента. Управление и его роль в современном мире. Принципы и методы управления
- Вопрос 61: Организационные структуры: понятие, виды, принципы построения
- Бюрократическая организационная структура
- Вопрос 62: Мотивация: основные понятия, теории мотивации и практика их применения
- Вопрос 63: Коммуникации: понятие, виды, структура коммуникационного процесса, преграды, пути совершенствования
- Наставления по искусству эффективно слушать
- Прекратите говорить. Невозможно слушать разговаривая. Полоний (Гамлету): «Дай каждому твой слух, но никому – твой голос».
- Вопрос 64: Управленческое решение: понятие, классификация, характеристика процесса принятия решения и требования к нему. Методы принятия решения
- Вопрос 65: Формы власти
- 4. Власть примера. Влияние с помощью харизмы.
- 5.Власть эксперта. Влияние через разумную веру.
- 6. Влияние путем убеждения.
- 7. Влияние через участие трудящихся в управление.
- Вопрос 66: Стили управления: характеристика, практика применения
- Авторитарный стиль управления
- Демократический стиль управления
- Либеральный стиль управления
- Вопрос 67: Организационная культура: понятие, виды, подходы к формированию
- Вопрос 68: Конфликты: понятие, классификация, причины возникновения. Методы разрешения конфликтных ситуаций
- Вопрос 69: Финансовая устойчивость организации: показатели, методика анализа Анализ финансовой устойчивости
- Вопрос 70: Платежеспособность организации: понятие, показатели, методика анализа Анализ платежеспособности предприятия
- Анализ ликвидности баланса (тыс. Руб.)
- Вопрос 71: Трудовые ресурсы предприятия: понятие, структура, основные направления анализа
- Анализ структуры персонала
- Анализ использования рабочего времени
- Анализ использования рабочего времени (чел.-дней)
- Вопрос 72: Использование системного анализа в экономике: понятие системы, структура, связи, цель, функции, поведение. Особенности системного мышления
- Вопрос 73: Внутрифирменное планирование: типы, принципы, функции, методы, организация планирования
- I. По степени неопределённости:
- II. По временной ориентации идей планирования:
- Вопрос 74: Планирование технического развития предприятия
- Вопрос 75: Оперативно-производственное планирование и регулирование производства
- Позаказная система опп
- Система планирования по заделам (система «ритм»)
- Система непрерывного опп (снопп)
- Вопрос 76: Планирование материального обеспечения предприятия
- Вопрос 77: Финансовое планирование. Бюджетирование
- Вопрос 78: Бизнес-план: понятие, виды, цели составления, содержание
- Вопрос 79: Индивидуальный трудовой договор: содержание, порядок заключения и расторжения. Коллективный трудовой договор
- Вопрос 80: Уровень жизни населения: понятие, показатели
- Вопрос 81: Формы и системы оплаты труда на предприятии: тарифная система, бестарифная система, проблемы оплаты труда в России. Единый социальный налог. Налог на доходы физических лиц
- Различают тарифную и бестарифную системы оплаты труда.
- При повременной системе оплаты труда заработок рабочего начисляется в соответствии с часовой тарифной ставкой рабочего или окладом за фактически отработанное время. Имеется две системы:
- Вопрос 82: Нормирование труда: виды норм, методы нормирования, классификация затрат рабочего времен
- Виды норм труда
- Вопрос 83: Классификация затрат для принятия управленческих решений
- Затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции
- Затраты на производство, данные о которых служат основанием при принятии управленческих решений
- Затраты, используемые в процессе планирования, контроля и регулирования
- Вопрос 84: Современные модели управления затратами: директ-костинг, стандарт-кост, маржинальный анализ, система сбалансированных показателей
- Вопрос 85: Сущность и виды контроллинга. Формирование системы контроллинга на предприятии
- Вопрос 86: Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
- Вопрос 87: Качество продукции: понятие, показатели качества и конкурентоспособности продукции
- Вопрос 88: Стандартизация и сертификация продукции
- Вопрос 89: Система управления качеством на предприятии
- Вопрос 90: Проект: понятие, типы проектов, анализ и методы управления. Рынок проектов в России
- К проектам будущего можно отнести:
- 1. По масштабу (размерам) проекта:
- В зависимости от значимости:
- По срочности:
- По степени связанности:
- Вопрос 91: Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта
- Вопрос 92: Инновации: понятие, классификация и значение. Инновационная деятельность предприятий. Показатели инновационной деятельности
- Вопрос 93: Стратегия предприятия: понятие, типы стратегий, процесс их формирования
- 1. По уровням иерархий управления:
- 3. По функциональным направлениям деятельности фирмы:
- 4. Эталонные стратегии развития фирмы (базисные):
- Вопрос 94: Основные методы стратегического управления
- Вопрос 95: Понятие стратегического управления. Этапы развития стратегического управления. Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях
- Вопрос 96: Маркетинговое исследование: методы и процедуры проведения
- Вопрос 97: Продукт: виды, уровни, классификация. Особенности услуг. Жизненный цикл продукта. Оценка конкурентоспособности продукта. Стратегия разработки нового продукта. Брэнды и марки
- Вопрос 98: Ценообразование в маркетинге. Методы расчета базовой цены. Ценовые стратегии
- Вопрос 99: Маркетинговые коммуникации: понятие, основные средства, методы проведения, достоинства и недостатки. Интегрирование маркетинговых коммуникаций на предприятии
- Паблик рилейшнз (пр)
- Реклама
- Персональные продажи
- Продвижение продаж
- Интегрирование маркетинговых коммуникаций
- Вопрос 100: Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Типы маркетинговых служб. План и бюджет маркетинга. Оценка эффективности маркетинговой деятельности
- Вопрос 101: Маркетинговые каналы: типы и уровни организации. Управление каналами.
- Типы маркетинговых каналов