Вопрос 27: Основные виды и методы регулирования внешнеэкономических операций
К внешнеэкономическим операциям относятся любая хозяйствующая операция, в которой участвуют стороны разной государственной принадлежности.
Основными видами внешнеэкономических операций являются: классические и товарообменные, международная аренда, посредничество, научно-производственное сотрудничество, инвестиции и кредитование.
Классические операции купли-продажи товаров с оплатой осуществляются в денежной форме. В числе классических операций выделяют: экспорт, импорт, реэкспорт и реимпорт.
Экспорт – продажа и вывоз товаров за рубеж, импорт – покупка и ввоз товаров.
Реэкспорт – вывоз за границу ранее ввезенного импортного товара.
Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенного отечественного товара (возврат товаров, от которых отказался зарубежный покупатель, товаров, не проданных на аукционе).
Товарообменные операции
Товарообменные операции – такие, в которых сочетается оплата в денежной и не денежной формах.
Старейшей формой товарообмена является бартер – натуральный обмен определенного количества одного товара на другой.
Компенсационные операции – такие, в которых товар оплачивается частично в денежной форме, частично – в форме товаров или услуг. Наиболее распространены два основных типа компенсационных операций:
таллинговые – предоставление бесплатного сырья предприятиям, производящим его обработку. Промышленные предприятия используют такие операции исполняюют из-за недостатка оборотных средств. Для поставщиков сырья, которые одновременно являются и покупателями готовой продукции, такие операции представляют собой способ получения ресурсных товаров по относительно низкой цене.
крупные по стоимости контракты, которые заключаются, как правило, на государственном уровне. При заключении таких контрактов продавец оказывается в выгодных условиях, поэтому покупателю предоставляют возможность внести оплату частично в форме товаров или услуг.
Клиринговые операции – стоимость товара фиксируется в расчетных (клиринговых) денежных единицах.
Операции встречной торговли – товары не обменивают, а закупают друг у друга.
Международная аренда
В международной коммерческой практике различают три вида аренды: краткосрочную (рентинг), сроком от одного дня до 1 года; среднесрочную (хайринг), сроком от 1 года до 3-х лет; долгосрочную (лизинг), сроком свыше 3-х лет.
Лизинг – специфическую форму финансирования вложений в основной капитал, включающую элементы аренды.
В число участников лизинговых операций входят лизингодатель, лизингополучатель (арендатор), продавец (производитель или поставщик), могут входить также банк, кредитующий лизинговую сделку и страховая компания, проводящая страхование объекта лизинга. В качестве лизингодателя в современных лизинговых операциях могут выступать специализированные лизинговые компании, банки, производственные предприятия, страховые организации.
Основными видами лизинга являются финансовый, оперативный (сервисный), возвратный, экспортный и импортный лизинг.
Финансовый лизинг – предусматривает наиболее продолжительный срок аренды, в течение которого амортизирует до 90 % стоимости оборудования, не допускает досрочного возврата объекта. Финансовый лизинг используют в основном из-за недостатка инвестиционных ресурсов.
Оперативный (сервисный) лизинг – характеризуется менее продолжительным сроком аренды (оборудование амортизирует на 20-40 %), возможностью досрочного возврата объекта. Исп-ют для быстрой замены устаревающего оборудования, предполагает короткий срок аренды, амортизацию на 20-40% допускает досрочный возврат, лизингодатель оказывает дополнительные услуги, контролируется состояние оборудования.
Возвратный лизинг – собственник имущества продает его лизингодотелю (банку), а затем арендует. Цель возвратного лизинга – привлечение дополнительных финансовых ресурсов.
Экспортный лизинг – операции, в которых лизинговая компания покупает оборудование у отечественного производителя и передает его арендатору за рубежом.
Импортный лизинг – операции, в которых лизинговая компания покупает оборудование у иностранной фирмы и передает его отечественному арендатору.
Лизинг с дополнительным привлечением средств, лизинг на налоговой основе, компенсационный лизинг, лизинговая линия.
Международное посредничество
Посредничество во внешнеэкономических операциях – широкое понятие, включающее не только поиск контрагентов по сделке (второй стороны, продавца или покупателя), продажу товаров, но и транспортировку, страхование, техническое и кредитно-финансовое обслуживание товаров, рекламу и маркетинг, выполнение таможенных формальностей.
В роли посредников на мировых рынках выступают:
специализированные фирмы (торговые дома, комиссионеры, брокеры и агенты);
специальные формы продаж (биржи, аукционы и торги).
При выделении вида специализированных фирм-посредников определяющее значение имеют два признака: от чьего имени действует посредник; за чей счет действует посредник (свой или клиента). В зависимости от сочетания этих признаков различают дилерские, комиссионные, агентские операции.
Дилерские операции – посредник действует от своего имени и за свой счет.
Дилерские операции осуществляют: торговые дома, дистрибьюторы и стокисты. Торговый дом заключает с клиентом договор купли-продажи, является по отношению к нему конечным покупателем, обладает правами собственности на товар, самостоятельно определяет условия его дальнейшей продажи, несет все риски и расходы, не несет никаких дополнительных обязанностей по рекламе или маркетингу и не обязан отчитываться перед клиентом. Торговый дом – это диверсифицированная фирма, представляющая собой ассоциацию торговых, складских, производственных предприятий как в собственной стране, так и за рубежом.
Дистрибьюторы занимаются распродажей товаров, определенных в дилерских соглашениях. Дистрибьюторы, как правило, получают исключительные права на закупку или продажу определенных товаров на рынках той или иной страны, размещаются в стране-импортере, осуществляют послепродажное обслуживание и маркетинговые исследования, информируя производителей о состоянии рыночной конъюнктуры.
Стокисты закупают крупно-оптовые партии товаров у производителей, создают консигнационные склады за рубежом, откуда товары реализуются мелким оптом другим посредникам.
Комиссионные операции – посредник действует от своего имени, но за счет клиента.
Комиссионеры – посредники, которые продают и покупают товары от своего имени, но за счет и по поручению клиентов. Комиссионеры могут представлять интересы и покупателя, и продавца. Действуют они на основании договора комиссии, который носит, как правило, разовый характер. Стороны в договоре носят названия: комитент (экспортер или импортер, обратившийся к посреднику) и комиссионер (посредник). В отличие от дилеров, комиссионеры не становятся собственниками товаров, и несут ответственность за сохранность товаров перед комитентом.
В договоре комиссии излагаются полномочия комиссионеров по техническим и коммерческим условиям предстоящих сделок. Обычно оговариваются минимальные цены при экспорте или максимальные при импорте, максимально допустимые сроки поставок, технические (потребительские) характеристики товаров, размеры и порядок выплаты комиссионных, пределы ответственности комиссионеров и комитентов.
Вознаграждение комиссионеров определяется в процентах от стоимости внешнеторговой операции, размер комиссионных составляет 1,5-5 % суммы сделки.
Агентские операции – посредник действует от имени и за счет клиента.
Агенты действуют от имени и за счет продавца на основании доверенности (покупатель или продавец при этом получают название доверителя). Агенты не становятся собственниками товаров, в их обязанности входят исследование рынка, требований потребителей, цен, техническое обслуживание и ремонт, содействие заключению контрактов, непосредственно их заключение, реклама, формирование имиджа фирмы-производителя. Посредническая фирма (предприниматель) становится относительно самостоятельным структурным подразделением (работником) производственного предприятия, встраивается в систему его сбыта.
Вознаграждение агентов по сравнению с другими типами посредников высоко – от 7 до 15 % суммы сделки.
В зависимости от объема полномочий агентов и особенностей их работы различают агентов поверенных, представителей и консигнаторов. Агенты-представители только представляют интересы своего клиента на рынке определенной страны, они не получают права на заключение договоров от имени доверителя. Агенты-поверенные могут не только находить покупателей, но и заключать договоры. Агенты-консигнаторы действуют на основании договора консигнации, в котором стороны получают название консигнатор (агент, посредник) и консигнант (продавец). Консигнант поставляет посреднику товары для реализации, консигнатор обязан продать их в течение определенного срока и перевести выручку консигнанту.
Специальные формы продаж – постоянно (или периодически) действующие оптовые рынки, функции которых многообразны (организация торговли товарами, установление мировой цены, страхование от ценовых и валютных рисков, спекулятивные операции). Через посредничество таких оптовых рынков ведется торговля на довольно обширный круг товаров. Только через товарные биржи реализуется в настоящее время около 70-ти наименований продукции.
Товарные биржи – постоянно действующий рынок чистой конкуренции, в равной степени представляющий интересы покупателей и продавцов. Через биржи осуществляются продажи однородной, стандартизованной продукции, сделки заключаются без предъявления товара. Важнейшие функции бирж – установление мировой цены, хеджирование (страхование), гарантия поставки товаров, инвестирование капитала в товар, спекулятивные операции.
Аукционы – периодические действующие оптовые рынки, представляющие преимущественно интересы продавцов. Через аукционы реализуется дифференцированная продукция, которая обладает индивидуальными особенностями, что исключает полную взаимозаменяемость. Цена, установившаяся на аукционе, служит ориентиром, но жесткой зависимости внешнеторговых цен от аукционных не возникает.
Торги – форма продаж, представляющая интересы покупателя. На торгах покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков). По результатам торгов подписывается контракт с тем продавцом (подрядчиком), который предложил товар (порядок выполнения строительных или других подобных работ) на наиболее выгодных условиях.
Торги являются общепринятым способом размещения заказов на сооружение промышленных объектов, поставки комплексного, дорогостоящего оборудования, выполнение НИОКР, реализации крупных инвестиционных проектов. Периодичность для международных торгов не характерна, они организуются тендерным комитетом для конкретного покупателя по специальным заявкам.
Методы регулирования внешней торговли
Методы регулирования внешней торговли деля на 2 группы:
экономические – основаны на воздействии на хозяйственные интересы, включает пошлины, тарифы, налоги и сборы
административные – связаны с различными требованиями и ограничениями, вкл. квотирование, лицензирование, и др.
Экономические методы
Пошлина - обязательный взнос, который взимается при перемещении товаров через границу. Пошлины классифицируется по 3 признакам:
по объекту взимания:
ввозимые – импортные
вывозимые - экспортные
по способу установления ставки:
адвалорные – пошлина поставки в %-ах от таможенной стоимости
специфическая – пошлина поставки в Евро за ед. товаров, его веса или объёма
комбинированная – пошлина, сочетающая оба вида ставок
в зависимости от обстоятельств применения:
сезонные – устанавливаются на ограниченный срок, как правило, на ввоз с/х продукции
особые – устанавливается когда импорт товаров наносит ущерб экономики или экологии. Цель – ограничить ввоз или скомпенсировать нанесённый ущерб
- специальные – применяются когда ввоз товаров наносит ущерб экологии, когда товар аналогичный отечественному ввозится в чрезмерно больших количествах или используется как ответная мера на дискриминацию российских товаров.
- компенсационные – устанавливается при ввозе товаров в производстве и экспорте которых прямо или косвенно использованы субсидии
- антидемпинговые
Демпинговой считается внешнеторговая цена уровень которой ниже цены на данный товар на внутреннем рынке страны поставщика
По биржевой торговле демпинговой считается цена ниже мировой, по товару не находится в свободном обороте обоснование ведётся по издержкам доли рынка
Таможенный тариф – перечень ставок пошлин на все виды товаров.
экспортный тариф
импортный тариф
Перечень товаров помещается в тариф в соответствии со спец-ми классификаторами – ТНВЭД РФ – товарная номенклатура внешнеэкономическойой деятельности. Схеме построения ТНВЭД:
Группы (99)
Позиции (до 99)
Субпозиции (до 99)
Подсубпозиции (до 9999)
В зависимости от положения тов. ТНВЭД формируется его код – позиция по ТНВЭД. Структура кода по ТНВЭД:
99 - № группы
99 - № позиции
99 - № субпозиции
9999 - № кода по ТНВЭД
От номера кода зависит выбор ставки в тарифе. Выбор ставки зависит кроме того при ввозе – от страны происхождения товара, при вывозе – от формы расчёта по контракту.
Импортный тариф является 3-х колонным. Во 2-ой колонке базовая ставка применяется если страна происхождения товара пользуется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ). В 3-ей колонке находится ставка удвоенная по сравнению с базовой, применяется к товарам, страна происхождения которых не пользуется РНБ или происхождение товаров не подтверждено. В 1-ой колонке ставка сниженная в 2 раза по сравнению с базовой, применяются к товару развивающихся стран, пользующихся референциями. Для подтверждения права на льготы нужен сертификат происхождения товара, совпадение торгующей страны и страны происхождения, таможенный контроль при транзите.
Выбор ставки в экспортном тарифе зависит от формы денежной или товарной оплаты. В 1-ой колонке тарифа – базовая ставка, применяются при денежной оплате, во 2-ой – ставка, повышенная в 1,5 раза, применяются при товарообмене.
Административные методы
квотирование – количественное ограничение тов. для ввоза или вывоза в натуральном или стоимостном выражении
Импортные квоты – устанавливают для защиты внутреннего рынка или исполняют как средство ведения переговоров о собственном экспорте
Экспортные – устанавливают на ввоз стратегически важных или дефицитных товаров.
Специфическими видами квотирования являются:
- тарифная квота – сочетание квотирования и дифференцированных ставок пошлин
- специфика эмбарго в том, что оно носит характер санкций. Квота устанавливается =0 на ввоз и вывоз всех или почти всех товаров.
лицензирование – осуществление внешнеторговых операций на основании специальных разрешений, применяются к товарам и услугам, обычно сочетается с квотированием, относится к коммерческому ограничению
валютное ограничение – вкл.: меры по регулированию переводов за рубеж и из-за рубежа, оформление паспортов сделки, регулирование курса национальной валюты, обязательная продажа части экспортной выручки, ограничение наличной валюты разрешённой для ввоза
нетарифные ограничения – обязательство одной из стран ограничить свой экспорт в др.
субсидирование – возмещение экспортёрам части издержек по производству и экспорту товаров, м/б прямым в виде целевого финансирования и косвенным в виде налоговых и кредитных льгот
смешивание – за ввоз товаров иностранный импортёр должен купить какую-то часть аналогичного отечественного товара.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу специальных разрешений (например, лицензий).
- Порядок расчета производственной программы
- Понятие и виды производственной мощности
- Порядок расчета производственной мощности
- Учет поступления основных средств
- Учет выбытия основных средств
- Состав и структура оборотных средств
- Методы оценки материальных ресурсов:
- 1. Анализ объема и структуры оборотного капитала.
- 2. Анализ эффективности использования оборотных средств.
- 3. Оценка обеспеченности собственными оборотными средствами.
- 4. Анализ ликвидности активов.
- По степени специализации различают:
- По степени непрерывности технологического процесса различают
- По способу поддержания ритма различают линии:
- Вопрос 21: Логистический подход к управлению материальными потоками: понятие логистики, необходимость применения, специфика логистического подхода к управлению
- Вопрос 22: Общая характеристика предпринимательства. Типология предпринимательской деятельности
- Вопрос 23: Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Вопрос 24: Малое предпринимательство: критерии, роль в экономике. Особенности налогообложения
- Вопрос 25: Предпринимательский риск: классификация, методы оценки и управления рисками.
- Вопрос 26: Этапы и формы организации собственного бизнеса
- Вопрос 27: Основные виды и методы регулирования внешнеэкономических операций
- Вопрос 28: Таможенный контроль
- Вопрос 29: Формы международных расчетов
- Вопрос 30: Система всемирного хозяйства и международное разделение труда
- Вопрос 31: Международная экономическая интеграция
- Вопрос 32: Международная валютная система
- Вопрос 33: Основы составления платежного баланса страны
- Горизонтальное представление платежного баланса
- Вопрос 34: Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений
- Моментные
- Интервальные.
- Вопрос 35: Понятие экономических индексов. Классификация индексов. Важнейшие экономические индексы и их взаимосвязи
- Степень охвата явления:
- Вопрос 36: Статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов. Система национальных счетов (снс) России и ее основные показатели
- 7. Счет операций с капиталом в текущих ценах
- Вопрос 37: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Основные принципы бухгалтерского учета
- Вопрос 38: Бухгалтерский баланс и отчетность
- Типы изменений в балансе
- Вопрос 39: Виды расчетных операций и их учет
- Вопрос 40: Учетные регистры. Формы бухгалтерского учета. Учетная политика
- Вопрос 41: Международные стандарты финансовой отчетности
- Вопрос 42: Финансовая система России: функции, звенья.
- Вопрос 43: Финансовый рынок: сущность, функции. Кредитный рынок. Страховой рынок. Рынок ценных бумаг. Валютный рынок
- Вопрос 44: Сущность и функции денег. Виды денег. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
- Вопрос 45: Финансовые ресурсы предприятия. Особенности формирования и использования
- Вопрос 46: Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Финансовые инструменты. Информационное обеспечение.
- Вопрос 47: Управление собственным капиталом: производственный и финансовый леверидж, дивидендная политика, стоимость бизнеса.
- Вопрос 48: Управление оборотным капиталом: управление запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и их эквивалентами
- Вопрос 49: Антикризисное управление предприятием
- Вопрос 50: Финансовые стратегии. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.
- Вопрос 51: Банковская система России: центральный банк, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения страны. Банковские операции
- Вопрос 52: Банковские кредиты: принципы кредитования, классификация банковских кредитов, кредитный договор
- 1) Срочность возврата; 2) дифференцированность;
- Вопрос 53: Система ценных бумаг в России: понятие ценной бумаги, виды, классификация, качество ценных бумаг, портфель ценных бумаг, проблемы рынка ценных бумаг в России
- Вопрос 54: Рынок недвижимости: особенности, классификация, тенденции развития
- Вопрос 55: Оценка стоимости недвижимости: основные методы, их сравнительный анализ
- Вопрос 56: Биржевая торговля: понятие биржи, признаки, участники торгов, биржевой товар, формирование цен на бирже, биржевые индексы
- Вопрос 57: Аудиторская деятельность: понятие, цель. Сопутствующие аудиту услуги
- Вопрос 58: Аудиторское заключение: структура и виды
- Вопрос 59: Налоговая система Российской Федерации. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение.
- Вопрос 60: Эволюция менеджмента. Управление и его роль в современном мире. Принципы и методы управления
- Вопрос 61: Организационные структуры: понятие, виды, принципы построения
- Бюрократическая организационная структура
- Вопрос 62: Мотивация: основные понятия, теории мотивации и практика их применения
- Вопрос 63: Коммуникации: понятие, виды, структура коммуникационного процесса, преграды, пути совершенствования
- Наставления по искусству эффективно слушать
- Прекратите говорить. Невозможно слушать разговаривая. Полоний (Гамлету): «Дай каждому твой слух, но никому – твой голос».
- Вопрос 64: Управленческое решение: понятие, классификация, характеристика процесса принятия решения и требования к нему. Методы принятия решения
- Вопрос 65: Формы власти
- 4. Власть примера. Влияние с помощью харизмы.
- 5.Власть эксперта. Влияние через разумную веру.
- 6. Влияние путем убеждения.
- 7. Влияние через участие трудящихся в управление.
- Вопрос 66: Стили управления: характеристика, практика применения
- Авторитарный стиль управления
- Демократический стиль управления
- Либеральный стиль управления
- Вопрос 67: Организационная культура: понятие, виды, подходы к формированию
- Вопрос 68: Конфликты: понятие, классификация, причины возникновения. Методы разрешения конфликтных ситуаций
- Вопрос 69: Финансовая устойчивость организации: показатели, методика анализа Анализ финансовой устойчивости
- Вопрос 70: Платежеспособность организации: понятие, показатели, методика анализа Анализ платежеспособности предприятия
- Анализ ликвидности баланса (тыс. Руб.)
- Вопрос 71: Трудовые ресурсы предприятия: понятие, структура, основные направления анализа
- Анализ структуры персонала
- Анализ использования рабочего времени
- Анализ использования рабочего времени (чел.-дней)
- Вопрос 72: Использование системного анализа в экономике: понятие системы, структура, связи, цель, функции, поведение. Особенности системного мышления
- Вопрос 73: Внутрифирменное планирование: типы, принципы, функции, методы, организация планирования
- I. По степени неопределённости:
- II. По временной ориентации идей планирования:
- Вопрос 74: Планирование технического развития предприятия
- Вопрос 75: Оперативно-производственное планирование и регулирование производства
- Позаказная система опп
- Система планирования по заделам (система «ритм»)
- Система непрерывного опп (снопп)
- Вопрос 76: Планирование материального обеспечения предприятия
- Вопрос 77: Финансовое планирование. Бюджетирование
- Вопрос 78: Бизнес-план: понятие, виды, цели составления, содержание
- Вопрос 79: Индивидуальный трудовой договор: содержание, порядок заключения и расторжения. Коллективный трудовой договор
- Вопрос 80: Уровень жизни населения: понятие, показатели
- Вопрос 81: Формы и системы оплаты труда на предприятии: тарифная система, бестарифная система, проблемы оплаты труда в России. Единый социальный налог. Налог на доходы физических лиц
- Различают тарифную и бестарифную системы оплаты труда.
- При повременной системе оплаты труда заработок рабочего начисляется в соответствии с часовой тарифной ставкой рабочего или окладом за фактически отработанное время. Имеется две системы:
- Вопрос 82: Нормирование труда: виды норм, методы нормирования, классификация затрат рабочего времен
- Виды норм труда
- Вопрос 83: Классификация затрат для принятия управленческих решений
- Затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции
- Затраты на производство, данные о которых служат основанием при принятии управленческих решений
- Затраты, используемые в процессе планирования, контроля и регулирования
- Вопрос 84: Современные модели управления затратами: директ-костинг, стандарт-кост, маржинальный анализ, система сбалансированных показателей
- Вопрос 85: Сущность и виды контроллинга. Формирование системы контроллинга на предприятии
- Вопрос 86: Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса
- Вопрос 87: Качество продукции: понятие, показатели качества и конкурентоспособности продукции
- Вопрос 88: Стандартизация и сертификация продукции
- Вопрос 89: Система управления качеством на предприятии
- Вопрос 90: Проект: понятие, типы проектов, анализ и методы управления. Рынок проектов в России
- К проектам будущего можно отнести:
- 1. По масштабу (размерам) проекта:
- В зависимости от значимости:
- По срочности:
- По степени связанности:
- Вопрос 91: Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта
- Вопрос 92: Инновации: понятие, классификация и значение. Инновационная деятельность предприятий. Показатели инновационной деятельности
- Вопрос 93: Стратегия предприятия: понятие, типы стратегий, процесс их формирования
- 1. По уровням иерархий управления:
- 3. По функциональным направлениям деятельности фирмы:
- 4. Эталонные стратегии развития фирмы (базисные):
- Вопрос 94: Основные методы стратегического управления
- Вопрос 95: Понятие стратегического управления. Этапы развития стратегического управления. Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях
- Вопрос 96: Маркетинговое исследование: методы и процедуры проведения
- Вопрос 97: Продукт: виды, уровни, классификация. Особенности услуг. Жизненный цикл продукта. Оценка конкурентоспособности продукта. Стратегия разработки нового продукта. Брэнды и марки
- Вопрос 98: Ценообразование в маркетинге. Методы расчета базовой цены. Ценовые стратегии
- Вопрос 99: Маркетинговые коммуникации: понятие, основные средства, методы проведения, достоинства и недостатки. Интегрирование маркетинговых коммуникаций на предприятии
- Паблик рилейшнз (пр)
- Реклама
- Персональные продажи
- Продвижение продаж
- Интегрирование маркетинговых коммуникаций
- Вопрос 100: Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Типы маркетинговых служб. План и бюджет маркетинга. Оценка эффективности маркетинговой деятельности
- Вопрос 101: Маркетинговые каналы: типы и уровни организации. Управление каналами.
- Типы маркетинговых каналов