Система и источники финансового права
Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Группировка финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу, т. е. она зависит от особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.
Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права — части: Общая и Особенная.
К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.
В последнее время некоторые крупные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями — бюджетное право, налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии Бюджетного и Налогового кодексов РФ.
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; в) финансов государственных и муниципальных предприятий; г) государственных и муниципальных доходов; д) государственного и муниципального кредита; е) организации страхования; ж) государственных и муниципальных расходов; з) банковского кредитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования.
Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.
Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов (источников). К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).
Итак, источники финансового права РФ — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действий органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, подобного кодексу, не имеется. Однако приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного финансового права.
Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.
Источники финансового права РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Нормы финансового права содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками финансового права.
Большую группу источников, финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Федеральной налоговой службы и др. (приказы, инструкции и т. п.). Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга регулируемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования этих органов сузился, во многом их акты направлены на внутренние отношения.
Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких органов исполнительной власти, как министерства, ведомства и др., регулирующие вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).
В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел Конституционный Суд РФ формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм. Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности, в НК РФ.
- 1.1.Пояснительная записка
- 1.2. Тематическое планирование по курсу «Финансовое право» для отделения дневного обучения
- 1.3. Содержание курса
- Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
- Тема 2. Финансовое право как отрасль российского права. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.
- 1.4. Список рекомендуемой литературы для изучения.
- 1. Понятие и роль финансов.
- 2. Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации.
- 3. Финансовая деятельность государства как механизм социального управления.
- 4. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 5. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 6. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 7. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
- Понятие, предмет и метод финансового права
- Принципы российского финансового права
- Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права
- Система и источники финансового права
- 5. Понятие и виды финансово-правовых норм
- 6. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды
- 7. Субъекты финансового права
- 8. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений
- 1. Понятие, значение и методы финансового контроля
- 2. Виды финансового контроля
- 3. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля
- 4. Аудиторский финансовый контроль
- 1. Понятие, правовые формы и роль государственного и местного (муниципального) бюджета.
- 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.
- 3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.
- 4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их разграничение между бюджетами
- 1. Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
- 2. Особенности бюджетной компетенции Российской Федерации
- 3. Особенности бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации
- 4. Особенности бюджетной компетенции муниципальных образований
- Понятие бюджетного процесса и его принципы
- Общие правила формирования бюджета
- Порядок составления, рассмотрения, утверждения федерального бюджета
- Порядок исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета
- 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулировании
- 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как институт финансового права
- 3. Понятие и содержание финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
- 4. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
- Понятие и основы правового регулирования источников государственных и муниципальных доходов
- Система государственных и муниципальных доходов
- Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- 1. Понятие налогов, их роль и система
- 2. Налоговое право Российской Федерации и его источники
- 3. Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 4. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
- 5. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
- 1. Общие положения
- 2. Единый социальный налог как источник формирования государственных социальных внебюджетных фондов
- 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
- 4. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг
- 2. Формы государственного и муниципального долга
- 3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита
- 4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом
- 5. Правовое регулирование сберегательного дела
- 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
- 2. Виды страхования. Обязательное страхование
- 3. Обязательное медицинское страхование
- 4. Обязательное пенсионное страхование
- 5. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов
- 2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
- 3. Правовые основы финансирования капитальных вложений
- 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекта
- 2. Порядок сметно-бюджетного финансирования
- Понятие, виды и принципы банковского кредитования
- 2. Взаимоотношения Центрального банка рф (Банка России) с кредитными организациями
- 3. Центральный банк рф — орган государственного регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
- 1. Понятие денежной системы
- 2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
- 3. Правовые основы обращения наличных денег
- 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов
- 5. Правила ведения кассовых операций
- 1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 2. Понятие и содержание валютного регулирования
- 3. Понятие валютного контроля
- Понятие и виды ответственности за нарушения финансового законодательства
- Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 2. Финансовое право как отрасль российского права. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 3. Финансовый контроль.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 5. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 6. Правовые основы бюджетного процесса. Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 7. Понятие и основы правового регулирования финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Правовое регулирование источников финансовых ресурсов предприятий.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 8. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 9. Налоговое право: общие положения. Система налогов рф.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 10. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 11. Правовые основы государственного и муниципального кредита.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Принципы государственного и муниципального кредита.
- Методы управления государственным и муниципальным долгом.
- Финансово-правовые основы международного кредита.
- Тема 12. Правовое регулирование организации страхового дела.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 13. Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 14. Сметно-бюджетное финансирование.
- Тема 15. Правовые основы банковского кредитования и его государственного регулирования.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 16. Правовые основы денежного обращения и расчетов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Соотношение понятий «деньги» и «кредит».
- Кредитная эмиссия (механизм банковской мультипликации).
- Финансово-правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- Тема 17. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Правовой режим осуществления валютных операций без ограничений.
- Тема 18. Юридическая ответственность за нарушения финансового законодательства.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Методические материалы для самостоятельной работы
- Примерный перечень вопросов к зачету в 10 семестре