logo
планы семинаров ФП

Порядок составления, рассмотрения, утверждения федерального бюджета

БК РФ детально регламентирует процесс составления, рас­смотрения и утверждения федерального бюджета. Общее руко­водство составлением проекта бюджета РФ осуществляет Прави­тельство РФ. Непосредственной разработкой бюджета занимает­ся Минфин России, который при этом руководствуется Бюджетным посланием Президента РФ. Работа над проектом федерального бюджета начинается за 12 месяцев до начала фи­нансового года. В основу разработки указанного проекта закла­дываются, помимо послания Президента РФ, прогноз социаль­но-экономического развития РФ, основные направления бюд­жетной и налоговой политики, прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ, прогноз консолидированного бюд­жета РФ, проект структуры государственного внутреннего долга РФ и проект программы внутренних заимствований, проект

быть приняты следующие меры: материалы могут быть переда­ны в прокуратуру, могут быть привлечены к ответственности соответствующие должностные лица, а также может быть под­нят вопрос о недоверии Правительству (соответствующему орга­ну исполнительной власти). Кроме того, в соответствии с зако­нодательством субъекта РФ и уставом муниципального образо­вания может быть не только возбуждена процедура выражения недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, но и отзыва выборных должностных лиц субъектов РФ, органов местного самоуправления, привлече­ния к иным формам ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц (ст. 273 БК РФ). Отчет об исполнении федерального и регионального бюджета принимается в форме закона, об исполнении бюджета муниципального образования — в форме решения. Эти акты должны быть опубликованы в соот­ветствии с принципом гласности бюджетного процесса.

Одновременно указанный законопроект представляется Пре­зиденту РФ. В течение суток со дня внесения проекта он на­правляется в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (Комитет по бюджету), для подго­товки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям БК РФ.

Совет Государственной Думы (в период парламентских ка­никул — ее Председатель) на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о принятии законопроекта к рассмотрению Государственной Думой либо о возврате его на доработку Правительству РФ. В этом случае Правительство РФ обязано доработать законопроект и со всеми необходимыми документами и материалами представить его в Государственную Думу в десятидневный срок.

Далее проект закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы (ее Предсе­дателем) в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для вне­сения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Порядок рассмотрения проекта закона о федеральном бюд­жете утвержден ст. 196 БК РФ, в соответствии с которым проект рассматривается в четырех чтениях. При этом установлено, что некоторые федеральные законы (сопровождающие закон о фе­деральном бюджете) должны быть приняты еще до рассмотре­ния последнего в первом чтении (например, закон о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о тари­фах страховых взносов в государственные внебюджетные фон­ды), другие — до рассмотрения последнего во втором чтении (например, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о минимальном размере пенсии и т. д.).

Первое чтение — этап, на котором заслушиваются доклад Правительства РФ и содоклады профильных комитетов Госу­дарственной Думы, а также доклад Председателя Счетной пала­ты РФ. В случае принятия бюджета в первом чтении утвержда­ются основные характеристики бюджета: общая сумма доходов и расходов, распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия и др. Указанный этап длится 30 дней (со, дня внесения проекта в Государственную Думу). В случае возникновения разногласий на данном этапе БК РФ (ст. 202) предусмотрены следующие варианты решений: 1) законопроект передается в согласитель­ную комиссию; 2) возвращается на доработку Правительству РФ; 3) может быть поставлен вопрос о доверии Правительству РФ.

Второе чтение — этап, на котором утверждаются более деталь­ные показатели расходов федерального бюджета по разделам фун­кциональной классификации и размер Федерального фонда фи­нансовой поддержки субъектов РФ (ст. 205 БК РФ). В случае раз­ногласий может образовываться согласительная комиссия. Государственная Дума рассматривает во втором чтении законо­проект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

Третье чтение — самый ответственный этап. Происходит рассмотрение проекта с дальнейшей конкретизацией показате­лей по всем уровням функциональной классификации. В соот­ветствии со ст. 206 БК РФ именно в третьем чтении утвержда­ются расходы федерального бюджета по подразделам функцио­нальной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четы­рем уровням функциональной классификации расходов бюд­жетов РФ, распределение средств Федерального фонда финан­совой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, основные показатели государственного оборонного заказа, расходы фе­дерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы и др. Государственная Дума рассматривает в третьем чтении за­конопроект в течение 25 дней со дня принятия указанного зако­нопроекта во втором чтении.

Четвертое чтение. На этом этапе Государственная Дума рас­сматривает акт о федеральном бюджете в целом. В соответствии со ст. 207 БК РФ Государственная Дума рассматривает в четвер­том чтении проект федерального закона о федеральном бюдже­те на очередной финансовый год в течение 15 дней со дня при­нятия указанного законопроекта в третьем чтении. Никаких поправок здесь уже не вносится. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия пе­редается на рассмотрение Совета Федерации, где он рассматри­вается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Совет Федерации рассматривает представленный закон в течение 14 дней на предмет его одобрения в целом. В случае отклонения указанный федеральный закон передается в согласительную комиссию, в случае одобрения — в течение пяти дней направля­ется Президенту РФ для подписания.

В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указан­ный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. После преодоления разногласий в порядке, предусмотренном БК РФ (ст. 208), федеральный закон о федеральном бюджете подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию в средствах массовой информации.