2. Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации.
Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеют свою внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.
Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте — это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в Них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды — бюджетные, внебюджетные и т. д. В литературе встречается применение термина «финансовая система» и в другом значении как системы финансовых органов, что вряд ли заслуживает поддержки, поскольку в этом случае одним и тем же термином обозначаются существенно различающиеся между собой понятия.
Новые экономические и политические условия современной России вызвали существенные изменения в структуре ее финансовой системы и содержании вошедших в нее звеньев, их внутреннем строении, взаимодействии между собой. На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
— бюджетная система, состоящая из государственных (феде¬рального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
— внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
— финансы предприятий, организаций, учреждений;
— финансы страхования;
— кредит (государственный, муниципальный и банковский). Подобное мнение о содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой
науки. Вместе с тем в экономической финансовой литературе высказано мнение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями: Другие представители этой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, государственный кредит в нее включают: В то же время ученые-экономисты отмечают целесообразность расширительного толкования понятия финансов (которого придерживаются авторы настоящего учебника), включая в них и банковский кредит.
Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.
Современная финансовая система Российской Федерации формировалась с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, на банковский кредит. Финансовая система приобрела черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления. Вместе с тем финансовой системе России свойственны черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.
Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством, которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет — денежный фонд общего назначения.
Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.
Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды — новое звено финансовой системы Российской Федерации. Они создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.
В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее целесообразное использование. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе, распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами их внутреннего неэффективного использования значительная часть этих фондов ликвидирована.
Финансы предприятий, организаций, учреждений — обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). Бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций (ст. 161 БК РФ).
Финансы предприятий — исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других коммерческих организаций, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.
Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников налоговых органов и т. д.). Различают следующие формы страхования: а) имущественное и личное; б) социальное; в) медицинское. По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований является важной и необходимой составной частью механизма социального управления. Финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий, исходя из внешних и внутренних условий страны. При этом государство и муниципальные образования берут на себя обеспечение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.
Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы осуществляется не только посредством прямого выделения средств на соответствующие мероприятия, но и косвенно — путем предоставления налоговых льгот, беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т. п., а также с помощью мер ограничительного характера. Используя механизм финансовой деятельности, государство получает широкие возможности регулирования рыночных отношений. Важная сторона проявления финансовой деятельности государства и муниципальных образований состоит в ее воздействии на развитие федеративных отношений государственного устройства и становление местного самоуправления в России. Таким образом, управляющая роль финансовой деятельности проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.
Банковский кредит — это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора во временное использование на условиях возмездное (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях — бюджетные и иные ресурсы.
В условиях перехода к рыночной экономике круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширился. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности.
В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т. е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции.
- 1.1.Пояснительная записка
- 1.2. Тематическое планирование по курсу «Финансовое право» для отделения дневного обучения
- 1.3. Содержание курса
- Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
- Тема 2. Финансовое право как отрасль российского права. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.
- 1.4. Список рекомендуемой литературы для изучения.
- 1. Понятие и роль финансов.
- 2. Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации.
- 3. Финансовая деятельность государства как механизм социального управления.
- 4. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 5. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 6. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 7. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
- Понятие, предмет и метод финансового права
- Принципы российского финансового права
- Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права
- Система и источники финансового права
- 5. Понятие и виды финансово-правовых норм
- 6. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды
- 7. Субъекты финансового права
- 8. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений
- 1. Понятие, значение и методы финансового контроля
- 2. Виды финансового контроля
- 3. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля
- 4. Аудиторский финансовый контроль
- 1. Понятие, правовые формы и роль государственного и местного (муниципального) бюджета.
- 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.
- 3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.
- 4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их разграничение между бюджетами
- 1. Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
- 2. Особенности бюджетной компетенции Российской Федерации
- 3. Особенности бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации
- 4. Особенности бюджетной компетенции муниципальных образований
- Понятие бюджетного процесса и его принципы
- Общие правила формирования бюджета
- Порядок составления, рассмотрения, утверждения федерального бюджета
- Порядок исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета
- 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулировании
- 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как институт финансового права
- 3. Понятие и содержание финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
- 4. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
- Понятие и основы правового регулирования источников государственных и муниципальных доходов
- Система государственных и муниципальных доходов
- Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- 1. Понятие налогов, их роль и система
- 2. Налоговое право Российской Федерации и его источники
- 3. Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 4. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
- 5. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
- 1. Общие положения
- 2. Единый социальный налог как источник формирования государственных социальных внебюджетных фондов
- 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
- 4. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг
- 2. Формы государственного и муниципального долга
- 3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита
- 4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом
- 5. Правовое регулирование сберегательного дела
- 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
- 2. Виды страхования. Обязательное страхование
- 3. Обязательное медицинское страхование
- 4. Обязательное пенсионное страхование
- 5. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов
- 2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
- 3. Правовые основы финансирования капитальных вложений
- 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекта
- 2. Порядок сметно-бюджетного финансирования
- Понятие, виды и принципы банковского кредитования
- 2. Взаимоотношения Центрального банка рф (Банка России) с кредитными организациями
- 3. Центральный банк рф — орган государственного регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
- 1. Понятие денежной системы
- 2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
- 3. Правовые основы обращения наличных денег
- 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов
- 5. Правила ведения кассовых операций
- 1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 2. Понятие и содержание валютного регулирования
- 3. Понятие валютного контроля
- Понятие и виды ответственности за нарушения финансового законодательства
- Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 2. Финансовое право как отрасль российского права. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 3. Финансовый контроль.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 5. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 6. Правовые основы бюджетного процесса. Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 7. Понятие и основы правового регулирования финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Правовое регулирование источников финансовых ресурсов предприятий.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 8. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 9. Налоговое право: общие положения. Система налогов рф.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 10. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 11. Правовые основы государственного и муниципального кредита.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Принципы государственного и муниципального кредита.
- Методы управления государственным и муниципальным долгом.
- Финансово-правовые основы международного кредита.
- Тема 12. Правовое регулирование организации страхового дела.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 13. Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 14. Сметно-бюджетное финансирование.
- Тема 15. Правовые основы банковского кредитования и его государственного регулирования.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 16. Правовые основы денежного обращения и расчетов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Соотношение понятий «деньги» и «кредит».
- Кредитная эмиссия (механизм банковской мультипликации).
- Финансово-правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- Тема 17. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Правовой режим осуществления валютных операций без ограничений.
- Тема 18. Юридическая ответственность за нарушения финансового законодательства.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Методические материалы для самостоятельной работы
- Примерный перечень вопросов к зачету в 10 семестре