logo
планы семинаров ФП

3. Особенности бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации

Бюджетные права (компетенция) РФ и бюджетные права ее субъектов между собой тесно связаны и взаимообусловлены. Конституция РФ (ст. 71—73) установила предметы ведения РФ в области бюджета и предметы ее совместного ведения с субъек­тами Федерации, вне пределов которых субъекты Федерации

самостоятельны. Обладая всей полнотой государственной власти, они осуществляют собственное правовое регулирование бюджет­ных отношений, принимают законы и иные нормативные право­вые акты. Важной стороной в характеристике бюджетно-правового статуса субъектов РФ выступает их равноправие (ст. 311 БК РФ).

Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо норм Конституции РФ, являются БК РФ, иные правовые акты РФ, а также законодательство самих субъектов РФ: их конституции или уставы и специальное бюджетное законодательство.

В БК РФ (ст. 8) перечислены полномочия, входящие в ком­петенцию органов государственной власти субъектов РФ в об­ласти регулирования бюджетных отношений, комплексно определены «виды доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ (ст. 56, 57), содержание расходных обязательств этих бюджетов (ст. 85).

Бюджетные полномочия субъектов РФ отражают связи пос­ледних по линии бюджета в трех направлениях: а) с федераль­ными органами власти; б) с органами власти других субъектов Федерации; в) с органами местного самоуправления. Они со­стоят в основном в следующем.

1. Законодательное регулирование бюджетной системы, бюд­жетного устройства и бюджетного процесса на соответствую­щей территории, исходя из основ, установленных законодатель­ством РФ. При этом учитываются особенности системы муни­ципальных образований и административно-территориального устройства каждого субъекта Федерации, системы его органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Определение, исходя из законодательства РФ, бюджетных прав муниципальных образований (в составе соответствующих субъектов РФ) в лице их органов местного самоуправления.

3. Право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет — республиканский, краевой, областной и т. д., утверждаемый соот­ветствующим представительным (законодательным) органом вла­сти. Этот бюджет обеспечивает денежными средствами деятель­ность органов государственной власти субъекта Федерации, вы­полнение социально-экономических планов и программ по обеспечению жизнедеятельности соответствующего государствен­ного образования и удовлетворению потребностей его населения.

Представительные органы власти субъектов РФ самостоя­тельно утверждают бюджет и контролируют его исполнение. Исполнительные органы государственной власти субъектов

Федерации организуют исполнение соответствующего регио­нального бюджета.

4. Право объединять бюджетные ресурсы субъектов Федера­ции со средствами других бюджетов на договорной основе. Та­кое объединение может быть произведено также со средствами предприятий, организаций и граждан для финансирования эко­номических, природоохранных и социальных программ, в том числе совместных и межрегиональных.

5. Право вводить на своей территории в соответствии с зако­нодательством РФ региональные налоги, сборы, другие плате­жи, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Федерации, а также определять их размеры, льготы и т. п.

6. Право на получение закрепленных за бюджетом субъекта РФ налогов и других доходных источников, в том числе отчис­лений от федеральных налогов. Виды доходов бюджетов субъек­тов РФ предусмотрены в БК РФ (ст. 56, 57), налоговом и другом федеральном законодательстве.

7. Право распределения доходов между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами соответствующей террито­рии. При этом субъект Федерации вправе установить нормати­вы отчислений (единые и дополнительные) в местные бюджеты от находящихся в их распоряжении федеральных и региональ­ных доходов, выделять местным бюджетам дотации, субвенции, кредиты (ст. 58 БК РФ).

8. Право образовывать в рамках своего бюджета резервные и целевые фонды, фонды финансовой поддержки муниципальных образований.

9. Право контролировать использование средств муниципальными образованиями, выделенными им из бюджетов субъектов Федерации, а также соблюдение органами местного самоуправления бюджетного законодательства; при неисполнении ими бюджетных обязательств ходатайствовать о введении временной финансовой администрации (гл. 19 БК РФ).

10. Право самостоятельно использовать доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных, а также суммы превышения доходов над расходами, обра­зующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах (ст. 232 БК РФ).

11. Право на компенсацию за счет средств федерального бюджета потерь в доходах бюджета субъекта Федерации или увеличение его расходов в том случае, если они обусловлены принятием решений органа федеральной власти в ходе испол­нения утвержденного бюджета.

Бюджетные права субъектов Федерации гарантируются судебной защитой.