logo
планы семинаров ФП

3. Понятие валютного контроля

Основным источником правового регулирования отношений в сфере валютного контроля является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (гл. III). По­мимо него, в этой сфере действуют нормы федеральных законов «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О банках и банковской деятельности», ТК РФ.

Достаточно обширен и массив подзаконных нормативных ак­тов, которые в той или иной степени затрагивают отношения в сфере, валютного контроля.

Важно заметить, что в Федеральном законе «О валютном регу­лировании и валютном контроле» 2003 г., как и в ранее действовав­шем Законе РФ 1992 г., само понятие валютного контроля не опре­деляется. Но основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получают правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются: 1) приоритет эконо­мических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; ,2) исключение неоправданного вме­шательства государства и его органов в валютные операции рези­дентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валют­ной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осу­ществлении валютных операций.

Валютный контроль можно определить как контроль Прави­тельства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблю­дением валютного законодательства при осуществлении валют­ных операций. Закон закрепляет понятие органов и агентов ва­лютного контроля. Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные орга­ны) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполни­тельной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Конкретные полномочия органов и агентов валютного кон­троля регулируются различными нормативными актами. Так, Правительство РФ как орган валютного контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики осуществляет валютное регулирование и валютный контроль (ст. 15 Закона «О Правительстве Россий­ской Федерации»). В частности, Правительство обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнитель­ной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ. Банк России осуществляет контроль за совершением валютных операций кре­дитными организациями и валютными биржами. При этом он взаимодействует с другими органами валютного контроля, обес­печивая их взаимодействие с такими агентами валютного конт­роля, как уполномоченные банки.

Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами и агентами валютного контроля, осуществляют конт­роль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными бир­жами. Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом валютного контроля ис­полнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, яв­ляется Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, нахо­дящаяся в ведении Министерства финансов РФ'. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением рези­дентами и нерезидентами (за исключением кредитных органи­заций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, тре­бований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).

Таможенные органы в соответствии с п. 7 ст. 403 ТК РФ осу­ществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Федеральный орган испол­нительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ранее — Министерство РФ по налогам и сборам), являясь ор­ганом валютного контроля, выполняет функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 14 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах Российской Федерации»).

Анализ законодательства показывает, что полномочия орга­нов валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обя­зательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Вторые таким правом не наделены.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) проводить провер­ки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетно­сти по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запра­шивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

К исключительной компетенции органов валютного контро­ля Законом от 10 декабря 2003 г. отнесено право: 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством РФ меры от­ветственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

К исключительной компетенции агентов валютного контро­ля (ч. 4 ст. 23) отнесено право запрашивать и получать от рези­дентов и нерезидентов документы (копии документов), связан­ные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе документы, удостоверяющие личность фи­зического лица, о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; докумен­ты, удостоверяющие статус юридического лица (для нерезиден­тов), документ о государственной регистрации юридического лица (для резидентов); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, и т. д.

Органы валютного контроля определяют порядок учета и отчетности, формы документации по валютным операциям ре­зидентов и нерезидентов. Законом подробно урегулированы права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществ­лении валютного контроля. Так, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, а также нере­зиденты, осуществляющие операция с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ, имеют право: а) знакомиться с актами проверок; б) обжаловать решения и действия (бездействие) ор­ганов и агентов валютного контроля; в) на возмещение реаль­ного ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валют­ные операции, обязаны: а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, запрашиваемые в соответствии с положениями Федерального закона «О валют­ном регулировании и валютном контроле»; б) вести в установ­ленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответ­ствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нару­шений.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного ре­гулирования, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законода­тельством РФ.

ЛЕКЦИЯ 18. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА