logo
планы семинаров ФП

1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг

Государственный (муниципальный) кредит является состав­ной частью такого звена финансовой системы Российской Фе­дерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). Государственный (муниципальный) кредит применя­ется, наряду с другими способами, для привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства (муни­ципального образования) и решения стоящих перед ним про­блем, в первую очередь, проблем бюджетного дефицита.

Как экономическая категория государственный (муниципаль­ный) кредит представляет собой систему экономических денеж­ных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных и платных нача­лах для временного использования свободных денежных средств юри­дических и физических лиц в целях формирования ссудного фонда.

Вместе с тем государственный (муниципальный) кредит яв­ляется самостоятельным институтом финансового права. Он является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса доходов и расходов бюджета. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкрет­ного порядка заключения договоров государственного займа, регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный (муниципальный) кредит является са­мостоятельным финансово-правовым институтом. Это подтвер­ждается верховенством государства в регулировании организа­ции государственного и муниципального кредита; главными целями функционирования института государственного кредита которыми являются решение проблем погашения бюджетно­го дефицита и регулирование денежно-кредитных отношений, т. е. публичными целями;, применением в качестве основного — императивного метода регулирования данных отношений; обя­зательным участием государства либо уполномоченного им органа в качестве субъектов рассматриваемых правоотношений. Все это отличает их от гражданских правоотношений.

С учетом перечисленных финансово-правовых признаков с правовой точки зрения государственный (муниципальный) кре­дит — это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями сво­бодных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регу­лирования денежного обращения.

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежа­щие в основе отношений по государственному (муниципально­му) кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным (муниципальным) и банковским кредитом имеются существенные различия как с экономи­ческой, так и с правовой стороны: 1) в отношениях по государ­ственному кредиту всегда преобладает верховенство государства. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предос­тавляемых ему законом в случае неисправности должника; 2) государство заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога; 3) при банковском кредите договор банковской ссуды заключает­ся, как и любой гражданско-правовой договор, на условиях ра­венства сторон. При государственном же кредите, как исключе­ние,» возможно принуждение. Таковыми, например, были госу­дарственные займы, выпущенные в годы Великой Отечественной войн1ы и размещаемые среди населения по подписке.

В; результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний (а на уровне Федерации — и вешний) государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. Такой долг называется капитальным государ­ственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг как сумму расходов государства по всем долговым обязатель­ствам, срок погашения которых уже наступил. Соответственно муниципальный внутренний долг — общая сумма задолженности муниципального образования по непогашенным долговым обязатель­ствам и невыплаченным по ним процентам.

Государственный долг РФ (далее — госдолг РФ) определяет­ся в БК РФ как долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, меж­дународными организациями и иными субъектами международ­ного права; государственный долг субъекта РФ (далее — госдолг субъекта РФ) — как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом госдолг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а госдолг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ. Муниципальный долг как совокупность долговых обязательств муниципального образования полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом составляющим муниципальную казну (ст. 100 БК РФ). На 1 января 2005 г. верхний предел государственного внутрен­него долга РФ установлен в сумме 988,1 млрд руб. (для сравне­ния" в 2003 г. - 652,1 млрд руб.1)- Рост госдолга, как правило, влечет повышение ставок действующих налогов или даже введе­ние новых налоговых платежей, поскольку основным источни­ком погашения госдолговых обязательств и расходов по его об­служиванию являются средства бюджета.

Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации закреплены, помимо федеральных правовых актов (БК РФ часть вторая ГК РФ, федеральные законы от 25 сентяб­ря 1997'г «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обраще­ния государственных и муниципальных ценных бумаг», от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесто­ров на рынке ценных бумаг»), также правовыми актами субъек­тов РФ и органов местного самоуправления. Общие же положе­ния касающиеся правового регулирования выпуска в обраще­ние региональных и муниципальных займов, содержатся в Конституции РФ (ст. 12, 71, 72, 75, 132) и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местно­го самоуправления в Российской Федерации».