1. Понятие, значение и методы финансового контроля
Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов. Он является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.
Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части.
Основными направлениями, которые выражают содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, является проверка:
а) выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
б) выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;
в) использования по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
г) соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.
В процессе финансового контроля выявляются внутренние резервы производства — возможности повышения рентабельности, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Однако содержание финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном счете он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.
В новых экономических и политических условиях страны произошли изменения в организации финансового контроля, его содержании. Переход к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливает значение повседневного внутрихозяйственного (внутреннего) контроля. Более глубоким становится контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью органов исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контрольные органы.
Изменилась система контрольных органов: организован президентский контроль, Федеральным Собранием РФ создана Счетная палата РФ. Кроме того, сформированы новые специализированные органы финансового контроля — налоговые органы, органы федерального казначейства, государственного страхового надзора, образован Комитет РФ по финансовому мониторингу (впоследствии в соответствии с указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. и от 20 мая 2004 г. — федеральные службы, подведомственные Министерству финансов РФ), действовала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (теперь — Федеральная служба по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство РФ). Кроме того, упомянутыми указами Президента РФ предусмотрено создание Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, подведомственной Министерству финансов РФ, а также преобразование Государственного таможенного комитета РФ в Федеральную таможенную службу, подведомственную Министерству экономического развития и торговли РФ.
Реорганизация системы и деятельности банков применительно к особенностям рыночных отношений вызвала изменения и в их контрольных функциях. Экономические преобразования в стране обусловили также становление финансового контроля в форме аудиторской деятельности.
Меры по совершенствованию финансового контроля применительно к современным задачам государства не завершены, в настоящее время они осуществляются в рамках общей задачи формирования эффективной системы и структуры органов исполнительной власти. Необходимость укрепления государственного финансового контроля остается актуальной задачей.
Законодательство определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.
В ходе финансового контроля применяются разнообразные методы, т..е. приемы и способы его осуществления. К ним относятся: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение финансовых планов, заявок, отчетов, заслушивание информации должностных лиц и др. Проведение этих действий, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Основной метод финансового контроля — ревизия, т. е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности организаций с целью проверки ее законности и целесообразности. Ревизии подразделяются на несколько видов: плановые и внезапные, документальные и фактические, полные (сплошные) и выборочные (частичные) и др. Результаты ревизии оформляются актом ревизии, который подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Этот акт имеет важное юридическое значение.
- 1.1.Пояснительная записка
- 1.2. Тематическое планирование по курсу «Финансовое право» для отделения дневного обучения
- 1.3. Содержание курса
- Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
- Тема 2. Финансовое право как отрасль российского права. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.
- 1.4. Список рекомендуемой литературы для изучения.
- 1. Понятие и роль финансов.
- 2. Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации.
- 3. Финансовая деятельность государства как механизм социального управления.
- 4. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 5. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 6. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 7. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
- Понятие, предмет и метод финансового права
- Принципы российского финансового права
- Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права
- Система и источники финансового права
- 5. Понятие и виды финансово-правовых норм
- 6. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды
- 7. Субъекты финансового права
- 8. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений
- 1. Понятие, значение и методы финансового контроля
- 2. Виды финансового контроля
- 3. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля
- 4. Аудиторский финансовый контроль
- 1. Понятие, правовые формы и роль государственного и местного (муниципального) бюджета.
- 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.
- 3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.
- 4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их разграничение между бюджетами
- 1. Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
- 2. Особенности бюджетной компетенции Российской Федерации
- 3. Особенности бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации
- 4. Особенности бюджетной компетенции муниципальных образований
- Понятие бюджетного процесса и его принципы
- Общие правила формирования бюджета
- Порядок составления, рассмотрения, утверждения федерального бюджета
- Порядок исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета
- 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулировании
- 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как институт финансового права
- 3. Понятие и содержание финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
- 4. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
- Понятие и основы правового регулирования источников государственных и муниципальных доходов
- Система государственных и муниципальных доходов
- Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- 1. Понятие налогов, их роль и система
- 2. Налоговое право Российской Федерации и его источники
- 3. Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 4. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
- 5. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
- 1. Общие положения
- 2. Единый социальный налог как источник формирования государственных социальных внебюджетных фондов
- 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
- 4. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг
- 2. Формы государственного и муниципального долга
- 3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита
- 4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом
- 5. Правовое регулирование сберегательного дела
- 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
- 2. Виды страхования. Обязательное страхование
- 3. Обязательное медицинское страхование
- 4. Обязательное пенсионное страхование
- 5. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов
- 2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
- 3. Правовые основы финансирования капитальных вложений
- 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекта
- 2. Порядок сметно-бюджетного финансирования
- Понятие, виды и принципы банковского кредитования
- 2. Взаимоотношения Центрального банка рф (Банка России) с кредитными организациями
- 3. Центральный банк рф — орган государственного регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
- 1. Понятие денежной системы
- 2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
- 3. Правовые основы обращения наличных денег
- 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов
- 5. Правила ведения кассовых операций
- 1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 2. Понятие и содержание валютного регулирования
- 3. Понятие валютного контроля
- Понятие и виды ответственности за нарушения финансового законодательства
- Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 2. Финансовое право как отрасль российского права. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 3. Финансовый контроль.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 5. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 6. Правовые основы бюджетного процесса. Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 7. Понятие и основы правового регулирования финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Правовое регулирование источников финансовых ресурсов предприятий.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 8. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 9. Налоговое право: общие положения. Система налогов рф.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 10. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 11. Правовые основы государственного и муниципального кредита.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Принципы государственного и муниципального кредита.
- Методы управления государственным и муниципальным долгом.
- Финансово-правовые основы международного кредита.
- Тема 12. Правовое регулирование организации страхового дела.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 13. Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 14. Сметно-бюджетное финансирование.
- Тема 15. Правовые основы банковского кредитования и его государственного регулирования.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 16. Правовые основы денежного обращения и расчетов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Соотношение понятий «деньги» и «кредит».
- Кредитная эмиссия (механизм банковской мультипликации).
- Финансово-правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- Тема 17. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Правовой режим осуществления валютных операций без ограничений.
- Тема 18. Юридическая ответственность за нарушения финансового законодательства.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Методические материалы для самостоятельной работы
- Примерный перечень вопросов к зачету в 10 семестре