logo
планы семинаров ФП

2. Особенности бюджетной компетенции Российской Федерации

Содержание бюджетной компетенции РФ обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся согласно Конституции РФ (ст. 4) на всю территорию России. Принадлежность бюд­жетных полномочий суверенному государству придает им осо­бый характер, отличает их от полномочий других субъектов.

Роль бюджетных полномочий РФ заключается в том, что они обеспечивают создание финансовой базы, без которой невоз­можно действительное осуществление государственного сувере­нитета РФ и полномочий по предметам ее ведения. С помощью бюджетных полномочий в распоряжении федеральных органов власти образуется государственный (федеральный) бюджет, не­обходимый для функционирования России в качестве суверен­ного государства и для выполнения им своих внутренних и вне­шних задач, проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном счете — единая соци­ально-экономическая политика. Кроме того, они создают фи­нансовые возможности для координации и объединенных дей­ствий России в рамках СНГ, а также для выполнения междуна­родных обязательств иного масштаба.

Бюджетные полномочия РФ закреплены в ряде статей Кон­ституции РФ, а также в БК РФ, других правовых актах, в част­ности, в принимаемых ежегодно федеральных законах о феде­ральном бюджете, в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Статья 7 БК РФ содержит перечень полно­мочий, входящих в компетенцию органов государственной вла­сти РФ в области регулирования бюджетных отношений. Они конкретизируются в других соответствующих нормах Кодекса. В основном, в компетенцию Российской Федерации входят сле­дующие бюджетные полномочия.

  1. Право регулировать бюджетные отношения на территории страны в целом. Федеральное законодательство содержит дей­ствующие на всей территории России нормы о бюджетном уст­ройстве и бюджетном процессе, бюджетной классификации (группировке доходов и расходов бюджетов всех уровней), об организации бюджетной отчетности и др.

  2. Право на самостоятельный федеральный бюджет.

  3. Право устанавливать налоги, сборы, неналоговые источ­ники доходов, подлежащие зачислению в бюджетную систему. При этом в непосредственном ведении РФ находятся технологий сборы, которые отнесены к федеральным. В то же время уста­новление общих принципов налогообложения является предме­том совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

  4. Полномочия по разграничению (распределению) бюджет­ных доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъек­тов Федерации. Перечень доходов федерального бюджета, вклю­чающий не только налоговые, но и неналоговые доходы, содер­жит БК РФ (ст. 50—51). Отнесение налогов к федеральному, региональному или местному уровням закреплено в НК РФ.

  5. Установление основ разграничения расходов между бюд­жетами соответственно разграничению имущества и компетен­ции между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления.

  6. Регулирование соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации путем передачи в них отчислений от на­логов и других источников доходов, а также выделения дота­ций, субвенций, оказания финансовой поддержки из федераль­ного бюджета в других формах.

  7. Право образовывать в федеральном бюджете резервные и целевые фонды, в том числе фонды финансовой поддержки субъектов РФ.

  8. Контроль за использованием субъектами РФ и муниципальными образованиями средств, выделенных им из федерального бюджета.

В случае неисполнения субъектом РФ бюджетных обяза­тельств Правительство РФ вправе ходатайствовать о введении временной финансовой администрации для осуществления полно­мочий субъекта РФ (гл. 19 БК РФ).

В рассмотренном перечне бюджетных прав РФ можно выде­лить следующие группы полномочий: а) в отношении бюджет­ной системы РФ в целом; б) в отношении федерального бюдже­та; в) в отношении бюджетов субъектов Федерации; г) в отно­шении местных бюджетов.

В этом проявляется важная координирующая роль федераль­ных органов власти в функционировании бюджетной системы страны.