logo
планы семинаров ФП

2. Понятие и содержание валютного регулирования

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительной компетенции Россий­ской Федерации. Таким образом, именно Федерация вправе устанавливать задачи, функции, объекты валютного регулирования, а также определять органы валютного регулирования и валютного контроля.

Переход России к рыночным отношениям способствовал ликвидации валютной монополии Российского государства и либерализации валютных отношений. Однако, учитывая непос­редственную связь указанных отношений с экономическим су­веренитетом Российского государства, оно, отказавшись от же­стких командных методов управления в этой сфере, оставило за собой функции по регулированию и контролю. Регулирование является ведущей функцией управленческого процесса. Оно осуществляется путем: 1) установления на нормативном уровне для всех субъектов и объектов управленческих отношений наи­более общих, правил-программ; 2) внесения в них изменений и дополнений в соответствии с изменившимися обстоятельствами в сфере управления; 3) контроля за исполнением управленче­ских решений и применением мер по устранению выявленных нарушений. Таким образом, валютное регулирование выражает­ся в деятельности государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов.

Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Первое (норма­тивное) заключается в упорядочивании общественных отноше­ний, так или иначе связанных с валютой и операциями с ней (обращением, вывозом, использованием в сфере международ­ных расчетов и т. п.), посредством принятия норм права. Второе (индивидуально-правовое регулирование) выражается в упоря­дочивании посредством применения норм права в отношениях, обусловленных конкретными жизненными ситуациями и воз­никающих между конкретными субъектами.

Валютные отношения регулируются нормами, относящими­ся к различным отраслям права, в том числе финансовому, а также гражданскому, административному, международному, исходя из конституционных норм. При этом финансово-право­вые нормы в регулировании валютных отношений сохраняют приоритетное значение.

Основы организации и осуществления валютного регулирова­ния закреплены Федеральным законом «О валютном регулирова­нии и валютном контроле», гл. 2 которого так и называется «Валютное регулирование». Помимо указанного нормативного акта, валютные правоотношения в этой сфере регламентируют­ся многочисленными законами и подзаконными нормативными актами. Особое значение среди них принадлежит ведом­ственным правовым актам общего значения, в том числе актам Банка России, Минфина России и др. В пределах своей компе­тенции валютное регулирование осуществляют органы валютно­го регулирования, которыми являются Правительство РФ и Цен­тральный банк РФ.

Законом предусмотрено, что если порядок осуществления валютных операций и использования счетов (включая требова­ние об использовании специального счета) органами валютного регулирования не установлен, то валютные операции осуществ­ляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

При этом Федеральным законом «О валютном регулирова­нии и валютном контроле» установлены пределы валютного регулирования органами валютного контроля. Так, например, органам валютного контроля запрещено вводить иные ограни­чения в случае, если указанным Законом установлено требова­ние об использовании специального счета. По истечении же года со дня вступления в силу Федерального закона «О валют­ном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ч. 1 ст. 26 Зако­на) не допускается установление органами валютного регулиро­вания требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Введение указанных «пределов» валютного регулирования органами валютного контроля связа­но с направленностью финансово-правовой политики России на либерализацию валютных отношений.

Закон четко разграничивает компетенцию различных орга­нов в сфере валютного регулирования. К основным полномочи­ям Банка России и Правительства РФ в сфере валютного регу­лирования указанным Законом отнесено издание актов, обяза­тельных для резидентов и нерезидентов. Кроме того, Банк России имеет право устанавливать: единые формы учета и от­четности по валютным операциям; порядок и сроки их пред­ставления. Он же готовит и опубликовывает статистическую ин­формацию по валютным операциям. На Правительство РФ воз­ложено регулирование валютных операций движения капитала. При этом валютное регулирование не распространяется на Цен­тральный банк РФ, Правительство РФ и специально уполномо­ченные на то Правительством РФ федеральные органы испол­нительной власти. Они осуществляют все виды валютных опе­раций, регулируемых Законом, без ограничений.

Валютное регулирование в соответствии с новым Федераль­ным законом «О валютном регулировании и валютном контро­ле» касается следующих основных направлений.

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. В данном случае ограничения устанавливаются в целях предот­вращения существенного сокращения золотовалютных резер­вов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержа­ния устойчивости платежного баланса России.

2. Регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала. Правительство РФ вправе устанавливать требования о резервировании определенных сумм в случаях осу­ществления расчетов и переводов между резидентами и нерези­дентами при экспорте определенных товаров и др. Эти требова­ния устанавливаются в целях обеспечения исполнения обяза­тельств нерезидента перед резидентом.

3. Регулирование Центральным банком РФ валютных опера­ций движения капитала. Данное направление в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» действует лишь до 1 января 2007 г. (ст. 26). Полномо­чия Банка России по валютному регулированию в данном слу­чае заключаются исключительно в праве устанавливать требова­ние об использовании специального счета или требование о резервировании.

4. Валютные операции между нерезидентами. В данном слу­чае законом установлен перечень валютных операций, которые вправе без ограничений осуществлять между собой нерезиденты (например, переводы иностранной валюты со счетов).

5. Организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Основное регулирующее воздействие Здесь направлено на отношения по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Указанные сделки в Российской Федерации производятся только через уполномоченные банки. Новым Законом, в отличие от Закона 1992г., не устанавливается требование об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков в иностранной валюте. Требование о предъявлении паспорта (другого заменяющего документа) теперь допускается только в исключительных случаях, предусмотренных федеральными законами.

6. Регулирование порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Отметим, что ст. 12 Федерального закона «О валют­ном регулировании и валютном контроле», регулирующая дан­ные правоотношения, вступает в силу по истечении одного года со дня вступления в силу указанного Закона (т.е. с 18 июня 2005 г.). Законом предусматривается, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, явля­ющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные опе­рации со средствами, зачисленными на счета (во вклады), от­крытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами, а физические лица — валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории России, с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ. Зако­ном устанавливаются требования о предоставлении резидента­ми (юридическими и физическими лицами) определенных све­дений налоговым органам в порядке, устанавливаемом Прави­тельством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

7. Определение порядка функционирования счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ. Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномо­ченных банках. Расчеты при осуществлении валютных операций физическими лицами-резидентами производятся через банковс­кие счета в уполномоченных банках, за исключением следующих валютных операций: а) передачи физическим лицом-резиден­том валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъек­ту РФ и (или) муниципальному образованию; б) дарения валют­ных ценностей супругу и близким родственникам; в) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования; г) приобретения и отчуждения физическим лицом — резиден­том в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет; д) перевода физическим лицом — резидентом из Рос­сийской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемого в установленном Центральным банком РФ порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перево­да; е) покупки у уполномоченного банка или продажи уполно­моченному банку физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иност­ранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами тер­ритории РФ наличной иностранной валюты.

8. Регламентирование ввоза в Российскую Федерацию и вы­воза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Законом установлено, что ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних цен­ных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Физические лица — рези­денты и нерезиденты имеют право единовременно (без каких-либо документов, подтверждающих ее происхождение) выво­зить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США. При единовременном вывозе из России физическими лицами — ре­зидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте до 3000 дол­ларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не под­лежит декларированию таможенному органу.

9. До 1 января 2007 г. в Российской Федерации отдельными направлениями (объектами) валютного регулирования являют­ся также порядок резервирования (ст. 16 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле») и правила определения и выбора мер по обеспечению исполнения обяза­тельства. Порядок резервирования и возврата суммы резервиро­вания устанавливается в. настоящее время "Банком России. Пе­речень способов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед рези­дентом, закреплен ст. 17 указанного Закона.