2. Понятие и содержание валютного регулирования
В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Таким образом, именно Федерация вправе устанавливать задачи, функции, объекты валютного регулирования, а также определять органы валютного регулирования и валютного контроля.
Переход России к рыночным отношениям способствовал ликвидации валютной монополии Российского государства и либерализации валютных отношений. Однако, учитывая непосредственную связь указанных отношений с экономическим суверенитетом Российского государства, оно, отказавшись от жестких командных методов управления в этой сфере, оставило за собой функции по регулированию и контролю. Регулирование является ведущей функцией управленческого процесса. Оно осуществляется путем: 1) установления на нормативном уровне для всех субъектов и объектов управленческих отношений наиболее общих, правил-программ; 2) внесения в них изменений и дополнений в соответствии с изменившимися обстоятельствами в сфере управления; 3) контроля за исполнением управленческих решений и применением мер по устранению выявленных нарушений. Таким образом, валютное регулирование выражается в деятельности государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов.
Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Первое (нормативное) заключается в упорядочивании общественных отношений, так или иначе связанных с валютой и операциями с ней (обращением, вывозом, использованием в сфере международных расчетов и т. п.), посредством принятия норм права. Второе (индивидуально-правовое регулирование) выражается в упорядочивании посредством применения норм права в отношениях, обусловленных конкретными жизненными ситуациями и возникающих между конкретными субъектами.
Валютные отношения регулируются нормами, относящимися к различным отраслям права, в том числе финансовому, а также гражданскому, административному, международному, исходя из конституционных норм. При этом финансово-правовые нормы в регулировании валютных отношений сохраняют приоритетное значение.
Основы организации и осуществления валютного регулирования закреплены Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», гл. 2 которого так и называется «Валютное регулирование». Помимо указанного нормативного акта, валютные правоотношения в этой сфере регламентируются многочисленными законами и подзаконными нормативными актами. Особое значение среди них принадлежит ведомственным правовым актам общего значения, в том числе актам Банка России, Минфина России и др. В пределах своей компетенции валютное регулирование осуществляют органы валютного регулирования, которыми являются Правительство РФ и Центральный банк РФ.
Законом предусмотрено, что если порядок осуществления валютных операций и использования счетов (включая требование об использовании специального счета) органами валютного регулирования не установлен, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.
При этом Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» установлены пределы валютного регулирования органами валютного контроля. Так, например, органам валютного контроля запрещено вводить иные ограничения в случае, если указанным Законом установлено требование об использовании специального счета. По истечении же года со дня вступления в силу Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ч. 1 ст. 26 Закона) не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Введение указанных «пределов» валютного регулирования органами валютного контроля связано с направленностью финансово-правовой политики России на либерализацию валютных отношений.
Закон четко разграничивает компетенцию различных органов в сфере валютного регулирования. К основным полномочиям Банка России и Правительства РФ в сфере валютного регулирования указанным Законом отнесено издание актов, обязательных для резидентов и нерезидентов. Кроме того, Банк России имеет право устанавливать: единые формы учета и отчетности по валютным операциям; порядок и сроки их представления. Он же готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. На Правительство РФ возложено регулирование валютных операций движения капитала. При этом валютное регулирование не распространяется на Центральный банк РФ, Правительство РФ и специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти. Они осуществляют все виды валютных операций, регулируемых Законом, без ограничений.
Валютное регулирование в соответствии с новым Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» касается следующих основных направлений.
1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. В данном случае ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России.
2. Регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала. Правительство РФ вправе устанавливать требования о резервировании определенных сумм в случаях осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров и др. Эти требования устанавливаются в целях обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом.
3. Регулирование Центральным банком РФ валютных операций движения капитала. Данное направление в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» действует лишь до 1 января 2007 г. (ст. 26). Полномочия Банка России по валютному регулированию в данном случае заключаются исключительно в праве устанавливать требование об использовании специального счета или требование о резервировании.
4. Валютные операции между нерезидентами. В данном случае законом установлен перечень валютных операций, которые вправе без ограничений осуществлять между собой нерезиденты (например, переводы иностранной валюты со счетов).
5. Организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Основное регулирующее воздействие Здесь направлено на отношения по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Указанные сделки в Российской Федерации производятся только через уполномоченные банки. Новым Законом, в отличие от Закона 1992г., не устанавливается требование об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков в иностранной валюте. Требование о предъявлении паспорта (другого заменяющего документа) теперь допускается только в исключительных случаях, предусмотренных федеральными законами.
6. Регулирование порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Отметим, что ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», регулирующая данные правоотношения, вступает в силу по истечении одного года со дня вступления в силу указанного Закона (т.е. с 18 июня 2005 г.). Законом предусматривается, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами, а физические лица — валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории России, с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ. Законом устанавливаются требования о предоставлении резидентами (юридическими и физическими лицами) определенных сведений налоговым органам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.
7. Определение порядка функционирования счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ. Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Расчеты при осуществлении валютных операций физическими лицами-резидентами производятся через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением следующих валютных операций: а) передачи физическим лицом-резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ и (или) муниципальному образованию; б) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам; в) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования; г) приобретения и отчуждения физическим лицом — резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет; д) перевода физическим лицом — резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемого в установленном Центральным банком РФ порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода; е) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты.
8. Регламентирование ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Законом установлено, что ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Физические лица — резиденты и нерезиденты имеют право единовременно (без каких-либо документов, подтверждающих ее происхождение) вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США. При единовременном вывозе из России физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте до 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.
9. До 1 января 2007 г. в Российской Федерации отдельными направлениями (объектами) валютного регулирования являются также порядок резервирования (ст. 16 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле») и правила определения и выбора мер по обеспечению исполнения обязательства. Порядок резервирования и возврата суммы резервирования устанавливается в. настоящее время "Банком России. Перечень способов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом, закреплен ст. 17 указанного Закона.
- 1.1.Пояснительная записка
- 1.2. Тематическое планирование по курсу «Финансовое право» для отделения дневного обучения
- 1.3. Содержание курса
- Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
- Тема 2. Финансовое право как отрасль российского права. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.
- 1.4. Список рекомендуемой литературы для изучения.
- 1. Понятие и роль финансов.
- 2. Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации.
- 3. Финансовая деятельность государства как механизм социального управления.
- 4. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 5. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 6. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 7. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
- Понятие, предмет и метод финансового права
- Принципы российского финансового права
- Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права
- Система и источники финансового права
- 5. Понятие и виды финансово-правовых норм
- 6. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды
- 7. Субъекты финансового права
- 8. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений
- 1. Понятие, значение и методы финансового контроля
- 2. Виды финансового контроля
- 3. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля
- 4. Аудиторский финансовый контроль
- 1. Понятие, правовые формы и роль государственного и местного (муниципального) бюджета.
- 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.
- 3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.
- 4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их разграничение между бюджетами
- 1. Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
- 2. Особенности бюджетной компетенции Российской Федерации
- 3. Особенности бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации
- 4. Особенности бюджетной компетенции муниципальных образований
- Понятие бюджетного процесса и его принципы
- Общие правила формирования бюджета
- Порядок составления, рассмотрения, утверждения федерального бюджета
- Порядок исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета
- 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулировании
- 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как институт финансового права
- 3. Понятие и содержание финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
- 4. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
- Понятие и основы правового регулирования источников государственных и муниципальных доходов
- Система государственных и муниципальных доходов
- Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- 1. Понятие налогов, их роль и система
- 2. Налоговое право Российской Федерации и его источники
- 3. Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 4. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
- 5. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
- 1. Общие положения
- 2. Единый социальный налог как источник формирования государственных социальных внебюджетных фондов
- 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
- 4. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг
- 2. Формы государственного и муниципального долга
- 3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита
- 4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом
- 5. Правовое регулирование сберегательного дела
- 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
- 2. Виды страхования. Обязательное страхование
- 3. Обязательное медицинское страхование
- 4. Обязательное пенсионное страхование
- 5. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов
- 2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
- 3. Правовые основы финансирования капитальных вложений
- 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекта
- 2. Порядок сметно-бюджетного финансирования
- Понятие, виды и принципы банковского кредитования
- 2. Взаимоотношения Центрального банка рф (Банка России) с кредитными организациями
- 3. Центральный банк рф — орган государственного регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
- 1. Понятие денежной системы
- 2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
- 3. Правовые основы обращения наличных денег
- 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов
- 5. Правила ведения кассовых операций
- 1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 2. Понятие и содержание валютного регулирования
- 3. Понятие валютного контроля
- Понятие и виды ответственности за нарушения финансового законодательства
- Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 2. Финансовое право как отрасль российского права. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 3. Финансовый контроль.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 5. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 6. Правовые основы бюджетного процесса. Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 7. Понятие и основы правового регулирования финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Правовое регулирование источников финансовых ресурсов предприятий.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 8. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 9. Налоговое право: общие положения. Система налогов рф.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 10. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 11. Правовые основы государственного и муниципального кредита.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Принципы государственного и муниципального кредита.
- Методы управления государственным и муниципальным долгом.
- Финансово-правовые основы международного кредита.
- Тема 12. Правовое регулирование организации страхового дела.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 13. Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 14. Сметно-бюджетное финансирование.
- Тема 15. Правовые основы банковского кредитования и его государственного регулирования.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 16. Правовые основы денежного обращения и расчетов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Соотношение понятий «деньги» и «кредит».
- Кредитная эмиссия (механизм банковской мультипликации).
- Финансово-правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- Тема 17. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Правовой режим осуществления валютных операций без ограничений.
- Тема 18. Юридическая ответственность за нарушения финансового законодательства.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Методические материалы для самостоятельной работы
- Примерный перечень вопросов к зачету в 10 семестре