logo
планы семинаров ФП

Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права

Финансовое право на современном этапе входит в систему российского права как одна из ее основных и активно развива­ющихся отраслей. Являясь самостоятельной отраслью, финансо­вое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Регулируемые им отношения отличают­ся спецификой содержания и целенаправленности, форм про­явления. Для них характерна обязательная связь с функциями по образованию, распределению или использованию государ­ственных (и муниципальных) денежных фондов (доходов), а также контролем за этими процессами.

Такое содержание предмета финансового права обусловли­вает и особенности его метода регулирования, т. е. приемов, способов, средств юридического воздействия на поведение уча­стников финансовых отношений, на характер взаимосвязей между ними. Основным, определяющим методом финансово-пра­вового регулирования является императивный, проявляющийся во властных предписаниях со стороны органов государственной власти или местного самоуправления соответственно наделен­ным полномочиям. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, связанном с предметом правового регулирования, а также с кругом органов, уполномоченных государством на властные действия.

В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний реализуется финансово-кредитными органами государства, со­зданными специально для осуществления финансовой деятель­ности. Участники финансовых отношений, которым адресова­ны данные предписания (различные органы государственного управления, организации и т. д.), находятся во взаимосвязи с этими органами и зависимы от них лишь по линии функций финансовой деятельности. У них нет подчинения по всем на­правлениям, как при отраслевом управлении «по вертикали» (министерство, с одной стороны, и подведомственные ему орга­низации, с другой).

Однако это не означает, что финансово-правовое регулиро­вание методом властных предписаний не распространяется на отношения «вертикального» соподчинения. Властные предпи­сания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вы­шестоящих органов. Но для финансово-правового регулирова­ния наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными орга­нами.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении с другими отраслями права и отграничении от них. В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприка­сается с конституционным и административным правом, охва­тывающими своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Имеется сходство и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Конституционное право, являясь ведущей от­раслью права, закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. А адми­нистративное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое же право распространяет­ся на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и дру­гими органами.

Конституционное право, помимо норм общего значения, содержит нормы, непосредственно относящиеся к финансово­му праву, которые в нем и конкретизируются. Конституцион­ное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института.

Поскольку образование, распределение и использование го­сударственных денежных фондов (доходов) в значительной ча­сти осуществляется в процессе государственного управления как деятельности органов исполнительной власти, финансовое и ад­министративное право используют сходные методы правового ре­гулирования, главным образом метод властных предписаний. Сходным может быть и круг субъектов финансового и административного права. Однако при этом они различаются предме­тами регулирования.

Связь финансового права с муниципальным обусловлена комп­лексным характером последнего, концентрирующим в себе нор­мы многих отраслей права, регулирующие отношения, которые возникают в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности.

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отноше­ний входят и денежные отношения. Кроме того, государствен­ные органы, в том числе финансово-кредитные, осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финан­сов, одновременно выступают в качестве юридических лиц. Поэтому вместе с выполнением ими функций по мобилизации' и распределению государственных и муниципальных денежных средств, они вступают и в отношения на основе договора (на­пример, договор ссуды, договор хранения и др.). Для таких от­ношений характерно равенство, экономическая обособленность сторон, и в предмет финансово-правового регулирования они не входят. Нормы финансового права в данном случае устанав­ливают порядок мобилизации денежных средств в распоряже­ние государства этими органами, источники финансово-кредит­ных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирова­ния процесса образования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансо­вой деятельностью организаций и т. п. Во всех этих случаях данные органы наделены властными полномочиями, необходи­мыми для выполнения их функций.

Финансовое право связано и с другими отраслями россий­ского права. Однако в рассмотренных случаях связь между отрас­лями права наиболее заметна. Выяснение особенностей финан­сового права, умение отграничить его от других отраслей права имеет существенное практическое значение, так как способству­ет четкой организации финансовой деятельности государства и муниципальных образований, помогает в необходимых случаях правильному применению юридических мер воздействия.