logo
планы семинаров ФП

2. Налоговое право Российской Федерации и его источники

Общественные отношения, возникающие в связи с установ­лением и взиманием налогов, регулируются нормами финансо­вого права, которые в своей совокупности представляют одно из его подразделений (или подотраслей) — налоговое право. Эти отношения являются предметом налогового права.

Таким образом, налоговое право — это совокупность финансо­во-правовых норм, регулирующих общественные отношения по ус­тановлению и взиманию налогов с организаций и физических лиц, зачисляемых в бюджетную систему и в предусмотренных случа­ях — внебюджетные государственные целевые фонды.

Налоговому праву свойственны все принципы финансового права в целом как его подотрасли. Вместе с тем налоговое право характеризуется и присущими именно ему специфическими принципами. Существенное значение для развития налогового права имеет закрепление его принципов в НК РФ в качестве основных начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3). Они исходят из конституционных положений о правах человека и гражданина, принципах рыночных экономических отношений, государственной целостности Российской Федерации, разграничении полномочий между органами государственной власти Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. К таким принципам, впервые обобщенно сформулированным в российском законодательстве, относятся следующие: 1) обязан­ность каждого лица уплачивать только законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства налогообложения при учете фактической способности налогоплательщика к уплате налогов; 2) недопустимость диск­риминационного характера налогообложения и различного его применения, исходя из социальных, расовых, национальных и иных подобных критериев, а также установления дифференци­рованных ставок налогов и сборов в зависимости от формы соб­ственности, гражданства физических лиц или места происхож­дения капитала; 3) недопустимость произвольных налогов и сбо­ров, не имеющих экономического основания и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав; 4) недо­пустимость установления налогов и сборов, 'нарушающих единое экономическое пространство РФ; 5) приоритетность НК РФ в установлении, изменении и отмене налогов и сборов всех уровней; 6) необходимость формулирования законодательства таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком размере он должен платить; 7) толкование всех со­мнений, противоречий и неясностей законодательства о нало­гах и сборах в пользу налогоплательщика (плательщика сбора); 8) необходимость четкого определения круга налогоплательщи­ков (плательщиков сборов) и всех элементов налогообложения при установлении налогов и сборов. Согласно ст. 17 НК РФ к названным элементам относятся: объект налогообложения, на­логовая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок ис­числения налога, порядок и сроки уплаты налога. Только при со­блюдении этих условий налог считается установленным.

В необходимых случаях при установлении налога в норматив­ном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для использования их налогоплательщиком. Льготы по налогам и сборам — это предоставляемые отдельным кате­гориям плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность полного или частичного освобождения от данного платежа. Льготы не могут носить ин­дивидуального характера. По федеральным налогам они устанавливаются федеральным законодательством.

Органы государственной власти субъектов Федерации и ме­стного самоуправления по региональным и местным налогам соответственно могут предоставлять дополнительные льготы по налогообложению, помимо установленных в соответствии с за­конодательством РФ, с указанием оснований их использования налогоплательщиком в порядке и пределах, предусмотренных ст. 12 НК РФ.

С принятием НК РФ оформилось выделение Общей и Осо­бенной частей налогового права: часть первая НК РФ, в сущнос­ти, относится к Общей части налогового права, а часть вторая, урегулировавшая конкретные налоговые платежи, — к Особенной.

Состав источников налогового права (как подотрасли финан­сового права) определяется принципом федерализма и действи­ем местного самоуправления в стране. Главными источниками налогового права являются НК РФ и другие федеральные зако­нодательные акты, а также принятые на их основе законы субъектов РФ, акты представительных органов местного само­управления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конститу­ция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной вла­сти. В пределах, предусмотренных федеральным законодатель­ством, вопросы налогообложения на своей территории регули­руются субъектами РФ. Акты органов местного самоуправле­ния, принимаемые на основе законодательства РФ и субъектов РФ, действуют на территории соответствующего муниципаль­ного образования.

К источникам налогового права относятся и международные договоры (например, договоры об избежании двойного налого­обложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов). Если международным договором РФ установлены иные прави­ла и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются международные нормы и правила (ст. 15 Конститу­ции РФ).

Исключительно важную роль в формировании источников налогового права сыграл Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Законо­дательный акт подобного содержания появился в истории СССР и Российской Федерации впервые. Его особенность состоит в том, что он урегулировал налоговые отношения комплексно, определил общие, наиболее существенные положения налого­вого права в едином нормативном акте и явился предшествен­ником НК РФ, часть первая которого введена в действие с 1 января 1999 г. Эта часть Кодекса предусматривает общие принципы налогообложения и сборов; виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязаннос­тей по уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодатель­ством о налогах и сборах; формы и методы налогового контро­ля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования действий (бездействия) налоговых орга­нов и их должностных лиц.

С 1 января 2001 г. начали вводиться в действие главы части второй НК РФ, посвященные конкретным налогам1. Вместе с тем в отношении системы налогов и сборов в целом, а также не охваченных введенными в действие главами второй части НК РФ, продолжают действовать Закон РФ «Об основах налого­вой системы в Российской Федерации» (до 1 января 2005 г.) и принятые на его основе законы о конкретных налогах. Поми­мо того, в отношении налогообложения товаров, перемещае­мых через таможенную границу, применяются ТК РФ и Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе».

В систему нормативных правовых актов о налогах и сборах входят законы Российской Федерации и ее субъектов, а также решения представительных органов местного самоуправления. При внесении изменений в эти акты они не имеют обратной силы в случаях ухудшения положения плательщиков налогов и сборов, и, напротив, при улучшении их положения, если это прямо предусмотрено, такие акты могут иметь обратную силу (ст. 5 НК РФ).

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, вопросы налогообложения регулируются постановлениями Пра­вительства РФ (например, установление ставок авансового пла­тежа в форме покупки акцизных марок по отдельным видам товаров). Однако эти акты и акты других органов исполнитель­ной власти по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о на­логах и сборах.

НК РФ особо выделяет правовые акты финансовых и нало­говых органов исполнительной власти, органов государствен­ных внебюджетных фондов, непосредственно обеспечивающих осуществление процесса налогообложения. Эти органы издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообло­жением и сборами, что должно способствовать четкому испол­нению законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем в НК РФ особо указано, что названные акты не входят в понятие «за­конодательство о налогах и сборах» (п. 2 ст. 4).