logo
планы семинаров ФП

8. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений

Меры государственного принуждения являются неотъемле­мым элементом механизма правового регулирования финансо­вых отношений, как и в соответствующих случаях — восстановление нарушенных прав. Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, про­изводится в административном или судебном порядке, что1 в настоящее время является общим правовым правилом и касается всех субъектов финансового права. При этом разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обра­щаться при неудовлетворяющем исходе в суд общей юрисдик­ции или арбитражный суд.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он про­является в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства): например, при за щите прав государства на получение налоговых платежей — бес­спорный порядок взыскания их с организаций по решению нало­гового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46 НК РФ); в том же порядке с их счетов списываются суммы бюджетных средств, используемые не по целевому назначению (ст. 284 БКРФ), взыскиваются Центральным банком РФ штрафы с кредит­ных организаций при нарушении установленных правил в де­нежно-кредитной сфере.

В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вы­текающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать дей­ствия соответствующих государственных органов также в адми­нистративном порядке по подчиненности и, во-вторых, обра­титься в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Оба способа защиты прав указанных субъектов в области финансо­вых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.

Общие положения о подведомственности при судебном рас­смотрении дел по спорам, возникающим в финансовой деятель­ности государства, определены Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Россий­ской Федерации» и АПК РФ (ст. 3).

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действуют как административный, так и судеб­ный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного по­рядка, который имеет конституционную основу (ст. 46). Реше­ния и действия (или бездействие) органов государственной вла­сти, органов местного самоуправления и должностных лиц мо­гут быть обжалованы в суд. Эти нормы конкретизированы. в отраслевом законодательстве, например в НК РФ и других нор­мативных актах. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосу­дарственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обра­щаться в межгосударственные органы по защите прав. Вступле­ние России в Совет Европы расширяет такие возможности граждан РФ. Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т. е. использовать административный порядок защиты. Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с граждана­ми (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения) в соответствии с нормами ГПК РФ (под­раздел III «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» раздела II «Производство в суде первой инстанции»). Кодекс предусматривает возможность применения упрощенного судебного порядка рассмотрения дел единолично судьей по взысканию с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам (ст. 121, 122 и др.).

Важной стороной защиты нарушенных прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные госу­дарственными налоговыми органами, подлежат возврату, а при­чиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осу­ществления обязанностей ущерб — возмещению. Эта норма имеет конституционную основу (ст. 52 Конституции РФ).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ. Согласно Конституции России (ст. 125) и Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»1 в его полномочия входит: разре­шение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о ком­петенции между государственными органами (без решения воп­росов о конституционности правоприменительной практики и деятельности государственных органов); проверка по жалобам граждан и запросам судов конституционности закона, приме­ненного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится и к сфере финансовых отношений.

Важная роль в обеспечении соблюдения прав субъектов фи­нансовых правоотношений принадлежит прокуратуре РФ, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, в том числе органами государ­ственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправ­ления, их должностными лицами; за соблюдением прав челове­ка и гражданина, в том числе органами финансового контроля. Прокурор приносит протест на противоречащий закону право­вой акт (лицу, издавшему его) и вносит представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить эти нарушения.

Таким образом, установленный порядок защиты финансо­вых прав и законных интересов исходит из необходимости со­блюдения требований законодательства всеми участниками фи­нансовых правоотношений, включая государство и его органы.

ЛЕКЦИЯ 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.