logo
планы семинаров ФП

4. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

Финансовой деятельности государственных и муниципаль­ных предприятий свойственны определенные принципы, нашедшие отражение в законодательстве. Это следующие принципы.

1. Принцип финансовой самостоятельности предприятий, сочетающейся с государственным регулированием и управлением в установленных правовыми нормами пределах.

Принципы планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресур­сов, находящихся в их распоряжении.

2. Принцип самоокупаемости и самофинансирования произ­водственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производ­ственно-хозяйственной деятельности.

3. Принцип самоокупаемости и самофинансирования предпо­лагает необходимость создания на предприятиях финансовых резервов (резервных фондов). В необходимых случаях унитар­ные предприятия вправе осуществлять в установленном поряд­ке {по согласованию с собственником имущества) заимствования средств: а) в формах банковского кредита; б) бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, кото­рые предусмотрены бюджетным законодательством РФ; в) путем размещения облигаций или выдачи векселей. Вместе с тем в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказывается финансовая поддержка из денежных фондов соответствующих органов, в ведении которых они находятся.

4. Принцип ответственности предприятий и их должност­ных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами финансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 13) предусмотрено, в частности, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

5. Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и финансовых ресурсов (казны) государства или муниципального об­разования (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).

6. Принцип разграничения средств, предназначенных для ос­новной (текущей) деятельности, и для капитальных вложений. Данный принцип направлен на обеспечение целевого исполь­зования средств.

7. Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Контроль осуществляется компетентными государственными орга­нами, в соответствующих случаях — органами местного самоуп­равления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутрихозяйственный) финансовый контроль, который проводится силами каждого предприятия непосредственно.

8. Принцип участия трудового коллектива в планировании производства, социального развития и соответствующего ис­пользования финансовых ресурсов. Так, ТрК РФ (ст. 2), исходя из общепризнанных принципов, норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений относит обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах.

В российском законодательстве не имеется законодательно­го акта, который урегулировал бы в целом вопросы правового режима финансов государственных и муниципальных предпри­ятий и финансовой деятельности этих предприятий. Однако принятый 14 ноября 2002 г. Федеральный закон «О государ­ственных и муниципальных предприятиях» в значительной мере устранил этот пробел. Детальное урегулирование на законода­тельном уровне в кодифицированной форме получили лишь отношения предприятий, возникающие в связи с платежами, входящими в систему налогов и сборов. Основополагающая роль принадлежит Конституции РФ, определившей основы организации финансовой системы страны. В рассматриваемой области действуют в определенной части законы РФ, акты Президента РФ, Правительства РФ, в том числе положения об отраслевых органах исполнительной власти, а также акты самих отраслевых государственных органов. На региональном и местном уровнях в отношении государственных (региональных) и муниципальных предприятий, помимо правовых актов федерального уровня, действуют акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Существенное значение имеют уставы унитарных, в том числе казен­ных, предприятий, утверждаемые уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления.

ЛЕКЦИЯ 8. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ