logo
планы семинаров ФП

3. Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возника­ющие по поводу установления, введения в действие и взимания на­логов с физических лиц и организаций.

Правоотношения по поводу установления и введения в дей­ствие налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государ­ственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуп­равления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уров­ней и закрепленному в Конституции РФ разграничению пред­метов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, право­вому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с ними возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

Установленные в законном порядке налоги реализуются че­рез налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с физических лиц и организаций. Основ­ным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками ив предусмотренные сроки, а обязанность компетентных орга­нов — обеспечить уплату налогов.

Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству

или муниципальным образованиям, ограничивает их возможно­сти по реализации своих функций и задач. Поэтому законода­тельство предусматривает строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение.

В рассматриваемых налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации — банки, которые принимают и зачисляют налоговые плате­жи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носите­лями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т. е. субъектами налогового права. Помимо налогоплательщиков, и НК РФ названы налоговые агенты и .сборщики налогов (ст. 24 и 25). Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обя­занности по исчислению, удержанию и перечислению в соответ­ствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников). Сборщиками налогов могут выступать госу­дарственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые осуще­ствляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (например, органы связи). Права и обязанности сборщиков налогов подлежат дальнейшему право­вому урегулированию. Кроме того, Кодекс ввел в круг возмож­ных участников налоговых правоотношений представителя на­логоплательщика (гл. 4).

Налогоплательщики — это физические лица или организа­ции, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязан­ность уплачивать налоги (ст. 19). Соответственно определяется и понятие плательщика сборов. Согласно Кодексу филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, в от­личие от ранее действовавшего законодательства, исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.

В перечне обязанностей налогоплательщиков Кодекс выде­лил две группы: общие для организаций и физических лиц обя­занности и дополнительные к ним обязанности налогоплатель­щиков — организаций и индивидуальных предпринимателей

(ст. 23 НК РФ).

В первую группу входят следующие обязанности налогопла­тельщиков: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о на­логах; 4) представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сбо­рах; 5) представлять налоговым органам и их должностным ли­цам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необхо­димые для исчисления и уплаты налогов; 6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не пре­пятствовать законной деятельности должностных лиц налого­вых органов при исполнении ими своих служебных обязаннос­тей; 7) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждаю­щих полученные доходы (для организаций — также и произве­денные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги и др.

На налогоплательщиков — организации и индивидуальных пред­принимателей, помимо перечисленных, возложены обязанности сообщать в налоговый орган по месту учета: об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок; о всех случаях учас­тия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; о всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реоргани­зации или ликвидации; об объявлении несостоятельности (бан­кротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не по­зднее трех дней со дня принятия такого решения; об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Учитывая различия между налогами и сборами, Кодекс не отождествляет обязанности налогоплательщиков с обязанностя­ми плательщиков сборов, о которых говорится особо: они обяза­ны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах (п. 3 ст. 23).

Таким образом, в первую очередь называется обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы. Такая обязан­ность имеет конституционный характер: в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установ­ленные налоги.

Вместе с тем налогообложение некоторых субъектов может быть заменено другой формой выполнения данной обязаннос­ти. Это касается субъектов предпринимательской деятельности (инвесторов) в области пользования недрами. При заключении между ними, с одной стороны, и государством в лице компетен­тных органов, с другой, соглашения о разделе полученной продук­ции взимание ряда налогов и других обязательных платежей (НДС, акцизов и др.) заменяется передачей государству части продукции на условиях соглашения (гл. 264 НК РФ).

Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установлен­ных законодательным актом о налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности уплатить какой-либо налогявляет-ся прежде всего наличие у него соответствующего объекта нало­гообложения. Другие обязанности связаны и обусловлены этой основной обязанностью. Кодекс (ст. 44) установил и основания прекращения обязанности по уплате налога и (или) 'сбора, к кото­рым относятся: уплата налога и (или) сбора налогоплательщи­ком или плательщиком сбора; возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора; смерть налогоплательщика или признание его умершим в по­рядке, установленном гражданским законодательством РФ; лик­видация организации-налогоплательщика .после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (вне­бюджетными фондами).

Неспособность юридического лица — коммерческой органи­зации или индивидуальных предпринимателей уплатить налоги является основанием для признания этого лица в установлен­ном законом порядке банкротом. Если юридическое лицо лик­видируется в судебном порядке или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на лик­видационную комиссию.

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют права, кото­рые направлены на то, чтобы обеспечить им возможность защи­ты своих прав и интересов. НК РФ (ст. 21), расширив и уточнив их, закрепил следующие права налогоплательщиков (и платель­щиков сборов): получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, за­конодательстве о налогах и сборах; получать от налоговых орга­нов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; использовать налоговые льготы при нали­чии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит; право на свое­временный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога; не вы­полнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам; требовать соблюдения налоговой тайны; требовать в установленном порядке возмещения в полном объе­ме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их долж­ностных лиц, и др.

Основной задачей налоговых органов является обеспечение поступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с установлен­ными ставками. Эта обязанность реализуется через широкий круг их прав и обязанностей.

Налоговые органы наделены на основании НК РФ следующи­ми правами (ст. 31): требовать от налогоплательщика или нало­гового агента документы, служащие основаниями для исчисле­ния и уплаты налогов; проводить налоговые проверки; при про­ведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента производить выемку документов, свидетель­ствующих о совершении налоговых правонарушений; приоста­навливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов, налого­вых агентов; осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода помещения и тер­ритории, производить инвентаризацию принадлежащего ему имущества; определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), рас­четным путем на основании имеющейся у них информации, а также данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производствен­ных, складских, торговых и иных помещений; требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законо­дательства о налогах и сборах, контролировать выполнение ука­занных требований; взыскивать недоимки по налогам и пени в порядке, установленном Кодексом; заявлять ходатайства об ан­нулировании или приостановлении действия лицензий на пра­во осуществления определенных видов деятельности; создавать налоговые посты.

Кроме того, налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании на­логовых санкций; о признании недействительной государ­ственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвида­ции организации и в других случаях, предусмотренных НК РФ (ст. 31).

В круг обязанностей налоговых органов входят: соблюдение законодательства о налогах и сборах; осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах; ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков; проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, бесплатное информирование налогоплатель­щиков о действующих налогах и сборах; осуществление возвра­та или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; соблюдение налоговой тайны; направление налогоплательщику копии акта налоговой провер­ки и решения налогового органа, а также налогового уведомле­ния и требования об уплате налога и сбора и др. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение преступ­ления в области налогообложения, налоговые органы обязаны в десятидневный срок направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 32 НК РФ).

Аналогичные права и обязанности имеют таможенные органы в связи с взиманием налогов и сборов при перемещении това­ров через таможенную границу.

Важная роль в реализации законодательства о налогах и сбо­рах принадлежит банкам (ст. 60, 86, 132—136 и др. НК РФ). Банки выполняют в области налогообложения обязанности «о исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов. В связи с этим банки обязаны ис­полнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыска­нии налога за счет денежных средств налогоплательщика или. налогового агента в порядке очередности, установленной граж­данским законодательством. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

На банки возложен и ряд обязанностей, обусловленных про­ведением мер по противодействию легализации полученных преступным путем доходов, негативно отражающейся и на про­цессе налогообложения (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полу­ченных преступным путем, и финансированию терроризма»). При этом банкам запрещено открывать счета (вклады) на ано­нимных владельцев.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных НК РФ обязанностей предусмотрена ответственность банков. В связи с проведением налоговыми органами учета налогопла­тельщиков в целях налогового контроля банки не вправе откры­вать счета организациям и индивидуальным предпринимате­лям без предъявления свидетельства о постановке на учет в нало­говом органе, а также обязаны сообщить об открытии или закрытии этих счетов в налоговый орган в пятидневный срок. НК РФ (ст. 132—135) содержит перечень нарушений банком обя­занностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. К ним относятся: нарушение порядка открытия счета и срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения о взыскании налога, а также пени и др.

Ответственность банков за эти нарушения законодательства установлена НК РФ в виде санкций, выраженных в разных формах и размерах: штрафах, взыскании пени и процентов от суммы, перечисленной банком в нарушение решения налогово­го органа о приостановлении операций по счетам налогопла­тельщика (20%), и др. Помимо этого, КоАП РФ устанавливает ответственность должностных лиц банков в виде наложения ад­министративного штрафа (ст. 15.7—15.9).