logo
планы семинаров ФП

Понятие и основы правового регулирования источников государственных и муниципальных доходов

Для выполнения задач и функций государства и муниципаль­ных образований необходимы финансовые ресурсы. Поэтому в их собственность и распоряжение направляется часть нацио­нального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений, которые становятся соответственно государствен­ными или муниципальными доходами. В процессе формирова­ния этих доходов в распоряжение соответствующих органов привлекается часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, основанного на разных формах собственности — частной, государственной, муници­пальной, общественной. Помимо этого, используется и часть личных доходов граждан, полученных ими в связи с трудовой или предпринимательской деятельностью, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т. д. Источни­ки формирования государственных и муниципальных доходов являются результатом имеющей законодательную основу дея­тельности юридических и физических лиц в разных областях производства, иных сферах общественной жизни.

В формировании доходов государства и муниципальных образо­ваний участвуют все звенья финансовой системы. По материально­му содержанию структура государственных и муниципальных дохо­дов представляет совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Итак, государственные доходы — это часть национального до­хода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в соб­ственность и распоряжение государства с целью создания финан­совой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществле­нию социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы мес­тного самоуправления, используются для решения вопросов мест­ного значения, исходя из интересов населения соответствующей территорией.

Государственные доходы зачисляются в различные государ­ственные; денежные фонды: федеральный и региональные бюд­жеты, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в муниципальные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении го­сударственных или муниципальных предприятий.

Законодательством и иными правовыми актами, основанны­ми на конституционных нормах, определяются виды государ­ственных и местных доходов, их система, правовой режим. В связи с преобразованиями в экономике, а также во взаимоот­ношениях между федеральными органами власти и субъектами Федерации, развитием местного самоуправления произошло обновление этого законодательства: приняты новые норматив­ные акты 1Как общего значения по вопросам государственных и местных доходов, так и по конкретным их видам.

К числу актов общего значения относятся БК РФ и НК РФ, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (действует до 1 января 2005 г.). БК РФ содержат нормы о распределении бюджетных доходов в бюд­жетной сисстеме, Федеральный закон «О бюджетной классифика­ции Российской Федерации» группирует их по видам. Урегулиро­вано привлечение государственными и муниципальными образо­ваниями заемных средств, определены источники финансовых ресурсов, используемые для инвестиций, в том числе предприя­тиями и т. д.

Полномочия субъектов Федерации и органов местного са­моуправления по формированию соответствующих финансовых фондов и их источников определены в БК РФ и НК РФ, феде­ральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых ос­новах местного самоуправления» и др.

Наряду с этим действуют законодательные и другие право­вые акты о различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или мест­ных доходов. Помимо федеральных, к ним относятся акты реги­онального и муниципального уровней, принимаемые соответ­ственно разграничению предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.