logo
планы семинаров ФП

4. Особенности бюджетной компетенции муниципальных образований

Все муниципальные образования в лице органов местного самоуправления обладают бюджетной компетенцией. Посредством входящих в нее полномочий создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления своих социально-экономических и других вопросов местного значения, а также для осуществления финансирования отдельных государственных полномочий, передаваемых органам мест­ного самоуправления. Указанные права также обеспечивают возможность органам местного самоуправления в пределах их компетенции регулировать на своей территории бюджетные

отношения с учетом местных особенностей.

Основы бюджетных прав муниципальных образований в лице органов местного самоуправления закреплены в Консти­туции РФ (гл. 8), в БК РФ, федеральных законах (в их числе Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции»1, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. с таким же наименованием (основные положения его вступают в силу с 1 января 2006 г.), Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления»2). БК РФ обобщенно определяет круг полномочий, отнесенных к компе­тенции органов местного самоуправления в области регулиро­вания бюджетных отношений (ст. 9).

Положения федерального законодательства конкретизиру­ются в законодательстве субъектов РФ и нормативных актах самих органов местного самоуправления. Вместе с тем Феде­ральный закон «О финансовых основах местного самоуправле­ния» предписывает органам государственной власти РФ и орга­нам государственной власти субъектов РФ содействовать разви­тию местных финансов, участвовать в решении вопросов местного значения путем выполнения целевых федеральных и региональных программ. При этом названный Закон закрепляет право контроля со стороны этих органов государственной власти за соблюдением органами местного самоуправления бюджетного и налогового законодательства РФ и субъектов РФ.

К основным бюджетным полномочиям муниципальных об­разований относятся следующие.

1. Право каждого муниципального образования на самосто­ятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления. Принцип такой независи­мости органов местного самоуправления в отношении подве­домственного бюджета закреплен в Конституции РФ (ст. 132) и названных федеральных законах.

2. Право выделять в качестве составной части местного бюд­жета сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальными образо­ваниями (п. 3 ст. 9 БК РФ). Новый федеральный закон об об­щих принципах организации местного самоуправления от 6 октября 2003 г., предусматривающий возможность организа­ции двухуровневых муниципальных образований (ст. 2), содер­жит нормы о соответствующих межмуниципальных бюджетных отношениях (п. 4 ст. 53).

3. Право регулировать в соответствии с федеральным и реги­ональным законодательством межбюджетные отношения в слу­чае вхождения в состав данного муниципального образования других муниципальных образований и поселений.

4. Право на получение закрепленных федеральным и регио­нальным законодательством за местными бюджетами доходов, а также отчислений от регулирующих источников доходов (ст. 7 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуп­равления»). При недостаточности средств для сбалансирования местных бюджетов им передаются из бюджетов субъектов РФ до­тации, субсидии, субвенции, кредиты по решению представитель­ных органов власти субъектов Федерации, оказывается помощь из фонда финансовой поддержки муниципальных образований (гл. 16 БК РФ).

5. Право на получение из вышестоящих бюджетов финансо­вых ресурсов, необходимых для осуществления отдельных госу­дарственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень (гл. 11 БК РФ).

6. Право самостоятельно расходовать средства местных бюд­жетов на социально-экономическое развитие муниципального образования, а также на содержание органов местного самоуп­равления, другие цели.

Органы местного самоуправления вправе увеличивать в пре­делах имеющихся средств нормы расходов на содержание жи­лищно-коммунального хозяйства, социально-культурных уч­реждений, органов милиции и др., определять дополнительные льготы и пособия и т. п.

7. Право образовывать в местных бюджетах в пределах объе­мов их доходов резервные и целевые фонды.

8. Право самостоятельно использовать дополнительно получен­ные в ходе исполнения бюджета средства и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате превышения доходов над расходами или экономии в расходах.

9. Право объединять на договорной основе средства местно­го бюджета со средствами иных бюджетов, а также предприя­тий, учреждений, организаций для финансирования строитель­ства, ремонта и содержания объектов производственного и не­производственного назначения.

10. Право представительного органа местного самоуправления устанавливать и вводить на своей территории в соответ­ствии с законодательством РФ местные налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в местный бюджет, а также право в соответствии с федеральным законодательством опре­делять размеры этих платежей, льготы.

11. Право на компенсацию увеличившихся расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти. Это право как важная гарантия стабильности местных бюдже­тов закреплено в Конституции РФ (ст. 133).

12. Право регулировать бюджетные отношения на террито­рии соответствующего муниципального образования в соответ­ствии с компетенцией, определяемой законодательством РФ и субъектов Федерации применительно к местным условиям.

13. Гарантированное Конституцией РФ право местного са­моуправления на судебную защиту (ст. 133), распространяюще­еся и на область бюджетных отношений.

Выделяется своими особенностями бюджетно-правовой ста­тус закрытых административно-территориальных образований (далее — ЗАТО). ЗАТО — это имеющая органы местного само­управления административно-территориальная единица с осо­бым правовым режимом, обусловленным необходимостью обес­печения безопасности и охраны государственной тайны. ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной вла­сти по соответствующим вопросам. Это определило особеннос­ти и финансово-правового положения ЗАТО. В отличие от иных муниципальных образований, ЗАТО вступает в бюджетные пра­воотношения непосредственно с федеральными органами влас­ти. Законодательством предусматриваются также особенности организации местного самоуправления в наукоградах и на при­граничных территориях (ст. 81 и 82 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), что распространя­ется и на бюджетные отношения.

ЛЕКЦИЯ 6. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА