logo
планы семинаров ФП

1. Понятие налогов, их роль и система

В условиях перехода крыночным отношениям в Российской Федерации основным источником доходов бюджетов всех уровней стали налоги. В связи с этим вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в эко­номической и социальной жизни Российского государства. По­этому налоговое право как одно из подразделений (подотраслей) финансового права становится его крупнейшей составной частью е перспективой дальнейшего развития.

Налоги — один из древнейших экономических инструмен­тов, применяемых в обществе. Они появились вместе с возник­новением государства и использовались им как основной ис­точник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. При всех изменениях, происходящих в процессе развития чело­веческого общества и государства, сохранилось главное пред­назначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, хотя роль их стала более мно­гозначной.

Налоги в финансово-правовом аспекте — это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи орга­низаций и физических лиц, установленные в пределах своей компе­тенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные целевые-фонды) с определением их размеров и сроков уплаты. Зачисление налогов в бюджетную систему предполагает и определяет их публичный характер, т. е. направленность на общезначимые интересы соответствующего территориального уровня.

Правовая наука придает большое значение определению по­нятия налогов, поскольку в нем отражаются сущность и харак­терные особенности правоотношений, возникающих при взи­мании налогов. Современное российское законодательство так­же уделило ему внимание, что, без сомнения, важно. НК РФ (ст. 8) воспринял положения, разработанные по этому вопросу наукой финансового права. Характерно, что в нем дается поня­тие, относящееся именно к налогу, а сбор имеет свое особое определение с указанием признаков, отличающих его от налога. При этом особо отмечаются заложенные в налоге отношения собственности — ее отчуждения у налогоплательщика. Однако понятия иных платежей, упоминаемых Кодексом (государствен­ная пошлина и др.) и включенных в единую систему, не сфор­мулированы.

Согласно НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государ­ства и (или) муниципальных образований.

В отличие от этого в понятии сборов (п. 2 ст. 8) отмечается их индивидуально возмездный характер: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интере­сах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Роль налогов в государстве и обществе состоит в следующем. Основная их роль — фискальная (от лат. fiscus — казна), соответ­ственно чему они используются как источник доходов государ­ственной или муниципальной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.

Вместе с тем в налогах заложены большие возможности и по регулированию социально-экономических процессов в стране со сто­роны государства. Так, налоги могут использоваться для регули­рования процессов производства и потребления, уровня дохо­дов населения (дифференциация ставок, предоставление льгот и др.). Налоги могут быть элементом механизма, регулирующе­го демографические и экологические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Порядок налогообложе­ния может отражать признание государством особых заслуг оп­ределенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и Российской Федерации и т. д.).

Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государ­ства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятель­ностью предприятий, организаций, учреждений, за правомер­ностью получения доходов гражданами, источниками этих до­ходов, за использованием имущества, в том числе земли.

Только всесторонний учет всех этих функций налогов обес­печит успешную налоговую политику, сделает налоги эффек­тивным механизмом воздействия на экономику страны. Пере­ход к рыночной экономике обусловил становление, новой сис­темы налогов и регулирующего ее законодательства. Развитие этого процесса продолжается.

Эффективность установленной системы налогообложения, ее возможности стимулирования общественного производства будут проверяться временем. Однако в ней еще заметно преоб­ладание фискальной функции, хотя это и не привело к доста­точности средств в бюджетной системе. Основной целью нало­гового реформирования продолжает оставаться достижение оп­тимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

НК РФ объединяет в единую систему вместе с налогами сбо­ры и государственную пошлину. Упомянутые платежи отлича­ются от налогов. В определенной мере часть из них носит воз­мездный характер: они являются платой или за услуги (напри­мер, государственная пошлина), или за разрешение на какую-то деятельность и т. д., предоставляемые компетентными государ­ственными органами и органами местного самоуправления. Та­кие платежи носят обычно разовый характер': Налогам же в от­личие от них свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т. п.), они подлежат система­тическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

Вместе с тем эти платежи объединяют с налогами такие об­щие черты, как обязательность уплаты при наличии указанных законодательством фактов; внесение в бюджет или внебюджет­ный фонд определенного государственного или местного уров­ня; возложение контроля за их уплатой, как и уплатой нало­гов, на одну и ту же систему государственных органов — нало­говые органы с одинаковыми контрольными полномочиями, мерами принудительного воздействия. При этом законодатель не делает различия в общих правах и обязанностях субъектов, касающихся всех этих платежей, в том числе налогов. В соот­ветствии с Федеральным законом «О бюджетной классифика­ции Российской Федерации» они составляют группу налоговых доходов.

Первоначально Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» включил в налоговую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их но­выми видами и составило с учетом изменений и дополнений к моменту введения в действие части первой НК РФ в начале 1999 г. более 50. НК РФ (ст. 13—15) внес изменения в систему налогов и сборов, сократив общее количество их видов до 28. Однако до полного введения в действие части второй НК РФ установлено (помимо уже предусмотренных в ней) применение и платежей, закрепленных указанным Законом (ст. 19—21). В новой редакции ст. 13—15 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2005 г.) общее количество платежей сокращено до 15.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного территориального уров­ня. К первой группе относится, например, налог на прибыль организаций, ко второй — налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Однако для настоящего времени характерно, что боль­шая часть налогов является общими для юридических и физи­ческих лиц. В зависимости от направления использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в основном таковыми и являются, зачисляются в бюджет как общий денежный фонд и используются при его исполнении без привязки к конкретным мероприятиям. Целе­вые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные це­левые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (например, единый социальный налог, зачисляемый в государственные социальные внебюджетные фонды). В последнее время круг целевых налогов резко сокра­тился.

В зависимости от формы возложения налогового бремени выде­ляются прямые и косвенные налоги. Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпа­дают в одном лице. При косвенном налогообложении налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате этого не связан непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает юри­дическую обязанность внесения суммы налога в казну на пред­приятие, производящее или реализующее товары, оказывающее услуги за счет выручки. Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Такими налогами являются акцизы, налог на добавленную сто­имость, налоге продаж (отмененный с 1 января 2004 г.).

Помимо рассмотренной классификации Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а затем и НК РФ (гл. 2) подразделили налоги на три уровня с учетом федератив­ного государственного устройства и организации в. России местно­го самоуправления: а) федеральные; б) региональные (субъектов Федерации); в) местные.

К федеральным налогам нормами Закона «Об основах налого­вой системы в Российской Федерации» (действует до 1 января 2005 г.) и ст. 13 НК РФ отнесены: налог на добавленную сто­имость; акцизы; налог на прибыль организаций, налог на дохо­ды физических лиц; единый социальный налог и др. Кроме налогов к федеральным платежам отнесены государственная , пошлина, некоторые сборы и иные платежи. Федеральные на­логи, сборы и иные платежи в разном порядке используются для формирования доходов бюджетов всех уровней. Таким об­разом, федеральные налоги отличают следующие особенности: они устанавливаются законодательными актами РФ; взимаются на всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообло­жения, ставки налога, порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законодательством РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня.

К налогам субъектов Федерации (региональным) отнесены: налог на имущество организаций, транспортный налог и др. (ст. 14 НК РФ). Как и федеральные налоги, они устанавливаются законода­тельными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Однако их конкретные ставки, порядок и сроки уплаты определяются органами государственной власти субъектов Федерации в уста­новленных федеральным законодательством пределах. Они за­числяются в соответствующие бюджеты, а также могут быть пе­реданы полностью или частично в местные бюджеты.

В группу местных налогов и сборов входят: налог на имуще­ство физических лиц и земельный налог (ст. 15 НК РФ). Они также устанавливаются законодательными актами РФ и взима­ются на всей ее территории. При этом их конкретные ставки определяются законодательством субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами РФ. Местные налоги и сборы относятся к источникам доходов-местных бюджетов.

Законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень системы налогов, сборов и других платежей. Не предусмотренные в нем региональные или местные налоги и сборы не могут устанавливаться на территории России (п. 6 ст. 12 НК РФ). Таким образом, законодательство РФ закрепило порядок уста­новления налогов и сборов, исходящий из принципа единства их системы и прерогативы представительных органов государ­ственной власти и местного самоуправления на установление всех этих платежей независимо от их уровня.

Установление налога (сбора) означает принятие законода­тельным органом государственной власти и представительными органами местного самоуправления в рамках своей компетен­ции решения о включении конкретного платежа на соответству­ющей территории в систему налогов и сборов в качестве источ­ника бюджетных доходов с указанием круга плательщиков и основных элементов налогообложения.

Введение в действие установленных налогов и сборов с указа­нием его конкретного срока производится правовыми актами федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления соответственно их компетен­ции, определенной НК РФ (ст. 12).