logo
планы семинаров ФП

Порядок исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета

Исполнение бюджета — процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т. е. это обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их исполь­зование по целевому назначению. Общую ответственность за исполнение бюджета соответствующего уровня несут: Прави­тельство РФ — за федеральный бюджет, правительства (адми­нистрации) субъектов РФ — за бюджет субъекта РФ, исполни­тельные органы местного самоуправления — за исполнение местного бюджета. В деятельности по исполнению бюджета участвуют разнообразные органы: исполнительные органы об­щей компетенции и все органы управления. Непосредственной работой по исполнению бюджета занимается Минфин России и его структурные подразделения. За исполнение бюджета по поступлению в доходную часть налогов отвечают налоговые органы. Особое место и роль в исполнении бюджета принадле­жит главному распорядителю, распорядителям и получателям бюджетных средств (ст. 158—163 БК РФ).

В исполнении бюджета, кроме того, участвуют органы феде­рального казначейства и банковской системы. В соответствии со ст. 215 БК РФ в России устанавливается казначейское испол­нение бюджетов (вместо ранее имевшего место кассового ис­полнения бюджетов банковскими организациями). С 1 января 2006 г. вводится в действие ст. 215 БК РФ, более подробно регулирующая основы исполнения бюджета. Казначейское ис­полнение бюджетов предполагает, что на органы исполнитель­ной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными сред­ствами. Указанные органы являются кассирами всех распоряди­телей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюд­жетных учреждений.

Бюджеты всех уровней исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступа­ющих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех рас­ходов с единого счета бюджета.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи, которая в соответствии со ст. 217 БК РФ составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функцио­нальной и экономической классификациями расходов бюдже­тов с поквартальной разбивкой и представляется в орган испол­нительной власти, ответственный за составление бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюд­жетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись, которая утверждается руководителем указанного органа (например, Минфина России).

Обязанность совершить расходование средств соответствую­щего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью, в БК РФ (ст. 222) называется бюджетным обяза­тельством. Порядок утверждения, доведения и изменения лимитов бюджетных обязательств подробно урегулирован БК РФ (ст. 223, 224).

Исполнение бюджетов включает две составляющие: исполне­ние бюджетов по доходам и исполнение бюджетов по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам в соответствии со ст. 218 БК РФ предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утверж­денным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблю­дением обязательных последовательно осуществляемых проце­дур санкционирования и финансирования. При этом санкцио­нирование подразумевает: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджет­ных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджет­ных средств, а также утверждение смет доходов и расходов рас­порядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюд­жетных средств; подтверждение и выверку исполнения денеж­ных обязательств.

Процедура же финансирования заключается в выделении бюд­жетных средств для расходования. БК РФ (ст. 235) впервые раз­решено финансирование расходов путем зачета денежных средств в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств. Порядок прове­дения зачета денежных средств определяется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом ме­стного самоуправления.

Бюджетный процесс завершается составлением и утвержде­нием отчета об исполнении бюджета. Годовой отчет об испол­нении бюджета представляется исполнительным органом вла­сти общей компетенции в представительный орган и соот­ветствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Он подлежит утверждению представительным органом власти.

Составление и утверждение отчета об исполнении бюдже­та — один из важнейших этапов исполнения. Годовой отчет должен быть рассмотрен в обязательном порядке представитель­ным органом власти соответствующего уровня. В БК РФ пре­дусмотрено два варианта решения представительных органов в данном случае: 1) утверждение отчета; 2) отклонение отчета. На уровне Российской Федерации указанные акты готовятся Пра­вительством РФ — проект федерального закона об отчете об исполнении бюджета. К нему должны быть приложены все со­ответствующие документы, предусмотренные ст. 276 БК РФ. Кроме того, в БК РФ предусмотрено, что представительные органы вправе дать оценку деятельности органов, исполняю­щих бюджет. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и готовит заключение. Го­сударственная Дума рассматривает отчет об исполнении феде­рального бюджета в течение полутора месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При отклонении отчета могут

программы предоставления Российской Федерацией государ­ственных кредитов иностранным государствам, проект структу­ры государственного внешнего долга по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в очередном финансо­вом году, расчеты прогнозируемого объема Стабилизационного фонда на начало и конец очередного финансового года, прогно­зируемый объем поступлений в указанный фонд и (или) исполь­зования средств Фонда и другие документы (ст. 192 БК РФ).

Одновременно с проектом федерального бюджета Прави­тельство РФ вносит в Государственную Думу проекты федераль­ных законов: о внесении изменений и дополнений в законода­тельные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государствен­ных внебюджетных фондов РФ; о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классифика­ции Российской Федерации». Правительство РФ до 1 августа текущего финансового года вносит на рассмотрение Государ­ственной Думы проект федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В случае, если проектами федеральных законов о федераль­ном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда РФ предусмат­ривается индексация минимального размера оплаты труда и минимального размера государственных пенсий, Правительство РФ одновременно вносит проекты федеральных законов о по­вышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении мини­мального размера оплаты труда. Одновременно с проектом Фе­дерального закона о федеральном бюджете вносятся также фе­деральные целевые программы (ст. 197 БК РФ).

Помимо вышеуказанных документов, в ходе самого процесса рассмотрения проекта федерального бюджета, Правительство РФ дополнительно (но не позднее 1 октября текущего года) предоставляет в Государственную Думу: оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета РФ за отчетный финансовый год; проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной год и отчет за истекший период текущего финансового года; проект программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе; предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов и другие документы и мате­риалы. Срок внесения Правительством РФ проекта федераль­ного бюджета в Государственную Думу — не позднее 26 августа.

ЛЕКЦИЯ 7. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ