logo
планы семинаров ФП

2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как институт финансового права

Имущество государственных и муниципальных предприятий находится соответствен но в государственной или муниципальной собственности. Эти предприятия действуют в форме унитарных, т е. имущество их является неделимым, не распределяется по вкладам и паям. Причем в форме унитарных могут быть образованы только государственные и муниципальные предприятия. Обобщенно правовой статус этих предприятий, включая сферу финансовых отношений, определен Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Среди государственных и муниципальных унитарных предприятий законодательство выделяет предприятия, основанные на праве: 1) хозяйственного ведения и 2) оперативного управления, именуемые казенными предприятиями. Унитарные государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, который утверждает и его устав. Данное предприятие несет ответственность по своим обязательствам, но не отвечает по обязательствам собственника (государства и муниципальных образований). Учреждение казенных предприятий обусловлено разными государственными задачами. Это могут быть промышленные, сельскохозяйственные и др. предприятия. Так, Указом Президента РФ от 18 июля 1998 г. предписано учредить на праве оперативного управления федеральное государственное унитарное предприятие «Росстройпром». Федеральное казенное предприятие создается по решению Правительства РФ или федеральным органом исполнительной власти, которые утверждают и его устав. Аналогичный порядок установлен в отношении региональных и муниципальных казенных предприятий. Такие предприятия работают в более жестком правовом режиме, что относится и к их финансовой деятельности. В частности, они могут получать кредиты только при наличии гарантий упомянутых органов власти, без согласия которых не вправе отчуждать закрепленное за данными предприятиями недвижимое имущество. В уставах казенных предприятий закрепляются, помимо видов обязательной деятельности, для которых они созданы, также и виды их самостоятельной деятельности, порядок распределения прибыли, обязанность использовать федеральные денежные средства по целевому назначению. По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества государство несет субсидиарную ответственность (п. 5 ст. 115 ГК РФ). В отличие от других унитарных предприятий, в казенном предприятии уставный фонд не формируется. В отношении государственных унитарных предприятий предприняты меры по усилению контроля за их деятельностью, включая финансовую, предписано обязательное проведение ежегодных аудиторских проверок и включение соответствующего положения в устав предприятия. Собственник имущества унитарных предприятий всех видов согласно Закону об этих предприятиях принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (ст. 20). В связи с функционированием финансов государственных и муниципальных предприятий возникают экономические (денежные) отношения, в которых участвуют предприятия, их вышестоящие органы управления, органы создаваемых предприятиям и на добровольной основе межотраслевых государственных объединений, финансовые и налоговые государственные органы. Они различны по своему содержанию, основаниям, кругу субъектов, в связи с чем регулируются разными отраслями права, значительную часть их регулирует финансовое право. Соответствующие финансово-правовые нормы содержатся в ряде финансово-правовых институтов, в частности, институтах налогового права, государственных и муниципальных расходов и др.

Вместе с тем определенную совокупность представляют нормы, закрепляющие организацию финансов государственных и муниципальных предприятий в целом. К ним относятся финансово-правовые нормы, определяющие виды денежных фондов предприятий, отраслевых органов государственного и муниципального управления, источники их образования, порядок планирования и целевое назначение, права и обязанности предприятий, органов государственного управления по планированию, образованию и использованию денежных фондов, распределению накоплений. Совокупность таких норм характеризует правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как особое подразделение (институт) финансового права. При осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных данными финансово-правовыми нормами, государственные и муниципальные предприятия вступают в правоотношения с соответствующими органами исполнительной власти, финансовыми и налоговыми органами, органами государственных межотраслевых объединений. Основанием возникновения этих отношений обычно является финансовый план предприятия, а также иные индивидуальные финансово-правовые акты министерства, другого отраслевого органа государственного управления. При этом права и обязанности предприятия в области финансов связаны с осуществляемой им производственно-хозяйственной деятельностью, а органа государственного управления — с организацией и руководством этой деятельностью. для активной финансовой деятельности и эффективного использования финансов важно обеспечить четкое правовое регулирование и закрепление компетенции в этой области как низовых, так и руководящих звеньев отрасли экономики.