logo
планы семинаров ФП

1. Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований

В российском законодательстве, а также в юридической ли­тературе часто встречается термин «бюджетные права» для ха­рактеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов власти (или самоуп­равления) в области бюджета. Однако этот термин не следует понимать буквально. Он является условным, поскольку в дан­ном случае речь идет о правах особого содержания: бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сли­ваются с обязанностями в едином полномочии (например, пра­во утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т. д.). Но существуют и «раздельные» их права и обязанности (например, право направ­лять субсидию или кредит в бюджет другого уровня, право до­полнительных расходов на социальные мероприятия).

Следовательно, термин «бюджетные права» можно толковать как полномочия или компетенцию соответствующих субъектов. Применение его в определенной мере обусловлено традицией, которая вытекает из особенностей субъектов бюджетного права — государственных и муниципальных образований, их орга­нов власти или местного самоуправления. Подчеркивание прав в этом случае как бы предостерегает вышестоящих субъектов от вторжения в компетенцию нижестоящих, а последних ориенти­рует на активную деятельность. Следует заметить, что БК РФ применительно к данной области первоначально использовал термин «компетенция» в отношении органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, изменив его впоследствии на «полномочия» (гл. 2). Однако в литературе наряду с названным термином продолжает приме­няться выражение «бюджетные права».

Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус государства и его территориальных подразделе­ний. Основа этого статуса — право на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не тем или иным органам государственной власти или местного самоуправ­ления. Из него вытекает широкий круг бюджетных прав (пол­номочий) материального и процессуального содержания, по­средством использования которых и осуществляется право на самостоятельный бюджет. Это права на получение определен­ных доходов, распределение и использование их на нужды соот­ветствующей территории, а также права по регулированию бюд­жетных отношений в рамках установленной компетенции. Ос­новы разграничения бюджетной компетенции установлены Конституцией РФ.

Таким образом, бюджетная компетенция Российской Федера­ции, ее субъектов, муниципальных образований — это принадле­жащие им в области бюджета полномочия в лице соответствую­щих государственных органов власти или местного самоуправле­ния по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в оп­ределенных законодательством пределах.

Обобщенно основное содержание бюджетной компетенции Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образо­ваний составляют следующие полномочия: а) формировать соб­ственный бюджет и самостоятельно его использовать; б) полу­чать предусмотренные законодательством доходы для включе­ния их в данный бюджет; в) использовать средства собственного бюджета для осуществления задач и функций соответствующего государственного или муниципального уровня; г) самостоятельно определять направления расходов собственных бюджетов; д) распределять собственные бюджетные доходы между бюджета­ми данной территории;?) формировать и использовать в рамках собственного бюджета целевые и резервные фонды; ж) объеди­нять средства своего бюджета со средствами других бюджетов и иными финансовыми ресурсами; з) привлекать в бюджеты за­емные средства (выпуск облигаций федеральных займов, зай­мов субъектов Федерации и муниципальных займов, использо­вание банковского кредита и др.); и) оказывать финансовую поддержку нижестоящим бюджетам; к) получать компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие реше­ний вышестоящих органов государственной власти после утверж­дения бюджета; л) самостоятельно распоряжаться дополнительно выявленными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств); м) осуществлять правовое регулирование отношений, касающихся собственного бюджета, и в установ­ленных пределах — межбюджётных отношений; н) защищать свои бюджетные права в судебном порядке.

В процессе реализации этой компетенции возникают разно­образные бюджетные отношения, в частности, отношения по распределению доходов и расходов между бюджетами разных уровней в целях финансового обеспечения осуществления пол­номочий органов государственной власти и местного самоуп­равления. БК РФ называет их межбюджетными отношениями, устанавливает принципы этих отношений, отмечая равенство бюджетных прав субъектов РФ и равенство бюджетных прав муниципальных образований (ст. 31)

Разграничение бюджетной компетенции между названными субъектами основано на принципах федерализма и местного самоуправления и вытекающих из них принципах единства бюджетной системы РФ и самостоятельности бюджета каждого уровня, закрепленных в Конституции РФ и российском законо­дательстве. Исходя из конституционных положений, Федераль­ный закон от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополне­ний в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретизировали и уточнили разграничение полномо­чий между федеральными, региональными органами государ­ственной власти и органами местного самоуправления в целом, а также в сфере бюджета. Так, Федеральный закон от 4 июля 2003 г. предписывает субъектам Федерации самостоятельное финансовое обеспечение полномочий, относящихся к предме­там их ведения, за счет средств своих бюджетов (ст. 26). В то же время для осуществления полномочий субъекта Федерации, от­носящихся к предметам совместного ведения, могут быть до­полнительно выделены средства из федерального бюджета в установленном федеральным законодательством порядке (ст. 26). Подобный подход определен и в отношении бюджет­ной компетенции муниципальных образований (ст. 18 Феде­рального закона от 6 октября 2003 г.).

Естественно, что на каждом уровне бюджетные полномочия имеют свои особенности и различия по содержанию, порождают отношения, свойственные субъектам именно данного уровня. Поэтому помимо общей характеристики бюджетных прав (ком­петенции), необходимо их рассмотрение с целью выявления особенностей применительно к конкретным видам субъектов бюджетного права.

Задачи развития бюджетных полномочий нацелены на со­вершенствование межбюджетных отношений и достижение сбалансированности интересов всех участников данных отно­шений, на объективно обусловленное и прозрачное перераспре­деление средств между бюджетами, которое обеспечило бы ре­альную самостоятельность субъектов РФ и муниципальных об­разований в рамках установленного разграничения полномочий и ответственности в этой сфере между органами власти разных уровней.