1. Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
В российском законодательстве, а также в юридической литературе часто встречается термин «бюджетные права» для характеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов власти (или самоуправления) в области бюджета. Однако этот термин не следует понимать буквально. Он является условным, поскольку в данном случае речь идет о правах особого содержания: бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сливаются с обязанностями в едином полномочии (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т. д.). Но существуют и «раздельные» их права и обязанности (например, право направлять субсидию или кредит в бюджет другого уровня, право дополнительных расходов на социальные мероприятия).
Следовательно, термин «бюджетные права» можно толковать как полномочия или компетенцию соответствующих субъектов. Применение его в определенной мере обусловлено традицией, которая вытекает из особенностей субъектов бюджетного права — государственных и муниципальных образований, их органов власти или местного самоуправления. Подчеркивание прав в этом случае как бы предостерегает вышестоящих субъектов от вторжения в компетенцию нижестоящих, а последних ориентирует на активную деятельность. Следует заметить, что БК РФ применительно к данной области первоначально использовал термин «компетенция» в отношении органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, изменив его впоследствии на «полномочия» (гл. 2). Однако в литературе наряду с названным термином продолжает применяться выражение «бюджетные права».
Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус государства и его территориальных подразделений. Основа этого статуса — право на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не тем или иным органам государственной власти или местного самоуправления. Из него вытекает широкий круг бюджетных прав (полномочий) материального и процессуального содержания, посредством использования которых и осуществляется право на самостоятельный бюджет. Это права на получение определенных доходов, распределение и использование их на нужды соответствующей территории, а также права по регулированию бюджетных отношений в рамках установленной компетенции. Основы разграничения бюджетной компетенции установлены Конституцией РФ.
Таким образом, бюджетная компетенция Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований — это принадлежащие им в области бюджета полномочия в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.
Обобщенно основное содержание бюджетной компетенции Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований составляют следующие полномочия: а) формировать собственный бюджет и самостоятельно его использовать; б) получать предусмотренные законодательством доходы для включения их в данный бюджет; в) использовать средства собственного бюджета для осуществления задач и функций соответствующего государственного или муниципального уровня; г) самостоятельно определять направления расходов собственных бюджетов; д) распределять собственные бюджетные доходы между бюджетами данной территории;?) формировать и использовать в рамках собственного бюджета целевые и резервные фонды; ж) объединять средства своего бюджета со средствами других бюджетов и иными финансовыми ресурсами; з) привлекать в бюджеты заемные средства (выпуск облигаций федеральных займов, займов субъектов Федерации и муниципальных займов, использование банковского кредита и др.); и) оказывать финансовую поддержку нижестоящим бюджетам; к) получать компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений вышестоящих органов государственной власти после утверждения бюджета; л) самостоятельно распоряжаться дополнительно выявленными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств); м) осуществлять правовое регулирование отношений, касающихся собственного бюджета, и в установленных пределах — межбюджётных отношений; н) защищать свои бюджетные права в судебном порядке.
В процессе реализации этой компетенции возникают разнообразные бюджетные отношения, в частности, отношения по распределению доходов и расходов между бюджетами разных уровней в целях финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. БК РФ называет их межбюджетными отношениями, устанавливает принципы этих отношений, отмечая равенство бюджетных прав субъектов РФ и равенство бюджетных прав муниципальных образований (ст. 31)
Разграничение бюджетной компетенции между названными субъектами основано на принципах федерализма и местного самоуправления и вытекающих из них принципах единства бюджетной системы РФ и самостоятельности бюджета каждого уровня, закрепленных в Конституции РФ и российском законодательстве. Исходя из конституционных положений, Федеральный закон от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретизировали и уточнили разграничение полномочий между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в целом, а также в сфере бюджета. Так, Федеральный закон от 4 июля 2003 г. предписывает субъектам Федерации самостоятельное финансовое обеспечение полномочий, относящихся к предметам их ведения, за счет средств своих бюджетов (ст. 26). В то же время для осуществления полномочий субъекта Федерации, относящихся к предметам совместного ведения, могут быть дополнительно выделены средства из федерального бюджета в установленном федеральным законодательством порядке (ст. 26). Подобный подход определен и в отношении бюджетной компетенции муниципальных образований (ст. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г.).
Естественно, что на каждом уровне бюджетные полномочия имеют свои особенности и различия по содержанию, порождают отношения, свойственные субъектам именно данного уровня. Поэтому помимо общей характеристики бюджетных прав (компетенции), необходимо их рассмотрение с целью выявления особенностей применительно к конкретным видам субъектов бюджетного права.
Задачи развития бюджетных полномочий нацелены на совершенствование межбюджетных отношений и достижение сбалансированности интересов всех участников данных отношений, на объективно обусловленное и прозрачное перераспределение средств между бюджетами, которое обеспечило бы реальную самостоятельность субъектов РФ и муниципальных образований в рамках установленного разграничения полномочий и ответственности в этой сфере между органами власти разных уровней.
- 1.1.Пояснительная записка
- 1.2. Тематическое планирование по курсу «Финансовое право» для отделения дневного обучения
- 1.3. Содержание курса
- Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
- Тема 2. Финансовое право как отрасль российского права. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.
- 1.4. Список рекомендуемой литературы для изучения.
- 1. Понятие и роль финансов.
- 2. Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации.
- 3. Финансовая деятельность государства как механизм социального управления.
- 4. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 5. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 6. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 7. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
- Понятие, предмет и метод финансового права
- Принципы российского финансового права
- Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права
- Система и источники финансового права
- 5. Понятие и виды финансово-правовых норм
- 6. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды
- 7. Субъекты финансового права
- 8. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений
- 1. Понятие, значение и методы финансового контроля
- 2. Виды финансового контроля
- 3. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля
- 4. Аудиторский финансовый контроль
- 1. Понятие, правовые формы и роль государственного и местного (муниципального) бюджета.
- 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.
- 3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.
- 4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их разграничение между бюджетами
- 1. Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
- 2. Особенности бюджетной компетенции Российской Федерации
- 3. Особенности бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации
- 4. Особенности бюджетной компетенции муниципальных образований
- Понятие бюджетного процесса и его принципы
- Общие правила формирования бюджета
- Порядок составления, рассмотрения, утверждения федерального бюджета
- Порядок исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета
- 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулировании
- 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как институт финансового права
- 3. Понятие и содержание финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
- 4. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
- Понятие и основы правового регулирования источников государственных и муниципальных доходов
- Система государственных и муниципальных доходов
- Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- 1. Понятие налогов, их роль и система
- 2. Налоговое право Российской Федерации и его источники
- 3. Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 4. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
- 5. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
- 1. Общие положения
- 2. Единый социальный налог как источник формирования государственных социальных внебюджетных фондов
- 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
- 4. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг
- 2. Формы государственного и муниципального долга
- 3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита
- 4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом
- 5. Правовое регулирование сберегательного дела
- 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
- 2. Виды страхования. Обязательное страхование
- 3. Обязательное медицинское страхование
- 4. Обязательное пенсионное страхование
- 5. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов
- 2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
- 3. Правовые основы финансирования капитальных вложений
- 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекта
- 2. Порядок сметно-бюджетного финансирования
- Понятие, виды и принципы банковского кредитования
- 2. Взаимоотношения Центрального банка рф (Банка России) с кредитными организациями
- 3. Центральный банк рф — орган государственного регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
- 1. Понятие денежной системы
- 2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
- 3. Правовые основы обращения наличных денег
- 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов
- 5. Правила ведения кассовых операций
- 1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 2. Понятие и содержание валютного регулирования
- 3. Понятие валютного контроля
- Понятие и виды ответственности за нарушения финансового законодательства
- Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 2. Финансовое право как отрасль российского права. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 3. Финансовый контроль.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 5. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 6. Правовые основы бюджетного процесса. Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 7. Понятие и основы правового регулирования финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Правовое регулирование источников финансовых ресурсов предприятий.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 8. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 9. Налоговое право: общие положения. Система налогов рф.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 10. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 11. Правовые основы государственного и муниципального кредита.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Принципы государственного и муниципального кредита.
- Методы управления государственным и муниципальным долгом.
- Финансово-правовые основы международного кредита.
- Тема 12. Правовое регулирование организации страхового дела.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 13. Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 14. Сметно-бюджетное финансирование.
- Тема 15. Правовые основы банковского кредитования и его государственного регулирования.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Тема 16. Правовые основы денежного обращения и расчетов.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Соотношение понятий «деньги» и «кредит».
- Кредитная эмиссия (механизм банковской мультипликации).
- Финансово-правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- Тема 17. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Правовой режим осуществления валютных операций без ограничений.
- Тема 18. Юридическая ответственность за нарушения финансового законодательства.
- Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара
- Тематика рефератов
- Методические материалы для самостоятельной работы
- Примерный перечень вопросов к зачету в 10 семестре