logo
планы семинаров ФП

2. Единый социальный налог как источник формирования государственных социальных внебюджетных фондов

Единый социальный налог (ЕСН) в качестве источника фор­мирования государственных социальных внебюджетных фондов стал использоваться с момента введения в действие части второй НК РФ, т. е. с 1 января 2001 г. ЕСН является федеральным нало­гом, поэтому применяется на всей территории России. С 1 янва­ря 2002 г. он зачисляется в определенных законом долях в феде­ральный бюджет и два внебюджетных фонда (Государственный фонд социального страхования РФ, фонды обязательного меди­цинского страхования в Российской Федерации). ЕСН не изме­няет способа формирования и использования средств внебюд­жетных фондов. Они продолжают формироваться страховым ме­тодом. Зачисление указанного налога (его доли) с 1 января 2001 г. в федеральный бюджет вместо Пенсионного фонда РФ не сни­жает степени гарантированное прав граждан на пенсионное обеспечение, так как государство субсидиарно отвечает по долгам Пенсионного фонда. Кроме того, страховые взносы в Пенсион­ный фонд РФ также находятся под контролем налоговых орга­нов. Фонды же сохраняют за собой функции учета средств от страховых взносов, а также функции оперативного расходования средств на цели государственного пенсионного, социального и медицинского страхования. Введение ЕСН было направлено на упрощение механизма его собирания, унификацию базы налого­обложения, сокращение количества проверяющих органов, едино­образие финансовых санкций и повышение защищенности налого­плательщиков/ ЕСН в соответствии со ст. 234 НК РФ (действует до 1 января 2005 г.) является целевым. Основное его предназначе­ние— это мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхова­ние) и медицинскую помощь.

Налогоплательщики подразделяются на две группы, причем первая группа состоит из трех видов плательщиков ЕСН, а вто­рая — только из двух. К первой группе, которая обобщенно называется законодателем «лица, производящие выплаты физи­ческим лицам» (ранее они обозначались коротко как «работода­тели»), относятся: а) организации; б) индивидуальные предпри­ниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуаль­ными предпринимателями.

Вторая группа налогоплательщиков в действующей редакции статьи не имеет обобщенного наименования (ранее она имено­валась «не работодатели»). Эта группа включает две самостоя­тельные категории налогоплательщиков: индивидуальные пред­приниматели, и адвокаты. Для каждой из групп налогоплатель­щиков установлены свои особенности уплаты и исчисления ЕСН. То, что и в первую, и во вторую группу включены инди­видуальные предприниматели, вовсе не свидетельствует о их якобы двойном обложении данным налогом. В данном случае речь идет о разных основаниях налогообложения (ч. 2 ст. 235): в первом случае они уплачивают налог за работающих у них других лиц (по трудовым, гражданско-правовым договорам и др.), а во втором — ЕСН уплачивается ими со своих личных доходов, получаемых от осуществляемой предпринимательской деятельности, т. е. за себя. Причем, если во втором случае пред­приниматель может иметь льготы (например, если является ин­валидом), то в первом случае, производя выплаты другим физи­ческим лицам, организациям или индивидуальным предприни­мателям, он таких льгот не имеет.

Объект налогообложения меняется в зависимости от налога плательщиков. Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом ЕСН будут являться выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц: по трудовым; гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг (за исключением вознаграж­дений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, ибо последние уплачивают его со своего дохода, т. е. за «себя» самостоятельно); а также по авторским договорам.

Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, объектом обложения являются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые ими физическим лицам: по трудовым; гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг. Выплаты, производимые в рамках граж­данско-правовых договоров, связанных с переходом права соб­ственности (например, выплаты по договору купли-продажи) или иных вещных прав на имущество либо имущественные пра­ва, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества либо имущественных прав, не являются объектом обложения.

Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов объектом обложения признаются: доходы от предпринимательской и иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, свя­занных с их извлечением (т. е. речь идет не о валовом, а о чи­стом доходе).

Налоговая база определяется в зависимости от вида налого­плательщиков. Так, для организаций и индивидуальных предприни­мателей — это сумма выплат и вознаграждений в пользу физи­ческих лиц, начисленная за налоговый период; для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, — это сумма полученных ими доходов за налоговый период за вы­четом расходов, связанных с их извлечением. При применении указанного налога необходимо учитывать, что ст. 238 НК РФ установлен достаточно обширный перечень сумм, не подлежащих налогообложению. К ним, например, относятся различные госу­дарственные пособия, в том числе пособия по временной нетру­доспособности и пособия по уходу за больным ребенком и др.

Налоговые льготы по ЕСН можно классифицировать по двум основаниям: 1) по субъектному составу (к этой группе относят­ся, в основном, организации, деятельность которых связана с оказанием услуг или выплатами в пользу инвалидов) и 2) по характеру выплат (по перечню выплат, которые не облагаются указанным налогом).

Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Ставки ЕСН являются регрессивными, т. е. при увеличении налоговой базы размер ставок снижается (ст. 241 НК РФ). Кроме того, указанные ставки дифференциру­ются в зависимости от категории плательщиков. Так, к лицам, произ­водящим выплаты физическим лицам (за некоторыми исключения­ми), применяются следующие ставки: до 100 тыс. руб. — 35,6%, из которых 28% поступают в федеральный бюджет; 4% — в Фонд социального страхования; 3,6% — в фонды обязательного меди­цинского страхования (в том числе в федеральный — 0,2%, в территориальный — 3,4%). С 1 января 2005 г. максимальные став­ки ЕСН (с дохода до 280 тыс. руб.) снижаются до 26%. Отдельные ставки установлены: для сельскохозяйственных товаропроизво­дителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Се­вера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; индивидуальных предпринимателей при уплате ЕСН со своих до­ходов (за себя); адвокатов, уплачивающих ЕСН с доходов от про­фессиональной деятельности. Порядок исчисления, порядок и сро­ки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями закреплены в ст. 243 НК РФ. При уплате ЕСН налогоплательщики имеют ряд налоговых вычетов. Так, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ сумма ЕСН уменьшается на сумму самостоятельно произведенных налогоплательщиками расходов на цели государственного социального страхования.

Налоговая декларация по ЕСН представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.