logo search
Экономика ос / Ваcильцова В

2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния

Рассмотренные выше условия представляют собой условия эффективности по Парето. Рассмотрим рыночные структуры (точнее, состояния рынка), при которых действуют эти условия. Связующими звеньями между понятиями общего конкурентного равновесия и условиями Парето‑эффективности являются два теоретических положения, которые называются фундаментальными теоремами экономики благосостояния.

Первая фундаментальная теорема экономики благосостоянияутверждает, что общее конкурентное равновесие является Парето‑эффективным.

Выше мы отметили, что общее конкурентное равновесие предполагает оптимизацию потребительского поведения, максимизацию его полезности, оптимизацию поведения производителей и максимизацию прибыли. Между условиями общего конкурентного равновесия и условиями эффективности по Парето существует тесная связь. В частности, оптимизация потребительского поведения предполагает эффективность обмена, оптимизация поведения производителей – производственную эффективность, а вместе взятые, они предполагают эффективность высшего порядка, т. е. эффективность размещения ресурсов. Таким образом, равновесие на конкурентном рынке отвечает всем условиям Парето‑эффективности.

Вторая фундаментальная теорема экономики благосостоянияутверждает, что если потребители и производители руководствуются своими предпочтениями, нет возрастающей отдачи (кривая производственных возможностей выпукла), то оптимальным по Парето состоянием экономики является конкурентное равновесие любого начального распределения ресурсов.

В отличие от первой теоремы вторая фундаментальная теорема экономики благосостояния требует дополнительной предпосылки об отсутствии возрастающей отдачи.

Какое отношение имеют эти теоремы к экономике общественного сектора? Какова их роль в экономической теории общественного сектора?

Если мы рассматриваем совершенную конкуренцию, то положения первой фундаментальной теоремы экономики благосостояния принимаются как действительные. В этих условиях, условиях эффективного использования ресурсов, нет необходимости государственного вмешательства в экономику. Могут быть другие основания для этого вмешательства, но не с позиций эффективности экономики.

Однако вторая фундаментальная теорема свидетельствует о том, что государство может вмешаться в экономику с целью достижения более справедливого результата без снижения эффективности.

Вспомним, что любая точка на кривой потребительских возможностей может быть достигнута в результате перераспределения ресурсов. При этом, как говорит первая фундаментальная теорема, любое распределение ресурсов будет Парето‑эффективным. Предположим, что в точке Dна кривой потребительских возможностей ресурсы распределены определенным образом и имеет место эффективность по Парето (рис. 2.1). Ресурсы в экономике используются эффективно, но несправедливо, имеет место ярко выраженное неравномерное их распределение. Если общество предпочтет другое распределение ресурсов, например в точкеD1, то оно также будет экономически эффективным, но вместе с тем и более справедливым. При этом нет необходимости отказываться от рыночной экономической системы. Государству потребуется первоначальное перераспределение ресурсов, а рыночная экономика обеспечит их эффективное по Парето использование.

Многие экономисты подвергают сомнению практическую значимость этих теорем. В их основе лежит положение об общем конкурентном равновесии. Достижимо ли оно в принципе?Кейнсианцы, например, сомневаются в том, что конкурентная экономика вообще стремится к равновесию. Другие экономисты считают, что экономика стремится к равновесию, но никогда его не достигает.

Рис. 2.1.Кривая потребительских возможностей и теоремы благосостояния

В отношении второй теоремы также выдвигаются критические аргументы. В частности, Ф. фон Хайек (1899–1992, лауреат Нобелевской премии по экономике, 1974) указывал: государство, чтобы достичь Парето‑эффективного размещения ресурсов, должно знать заранее предпочтения всех индивидуумов и технологию производства, что необходимо для подсчета предельных издержек и предельных норм замещения. На практике только рынок может предоставить такую информацию. Получается, что государство нуждается в информации до того, как принять решение о перераспределении ресурсов, но информация может быть получена только после того, как начнут действовать рынки.

Действительно, реальная экономика далека от предпосылок о всеобщем конкурентном равновесии, лежащих в основе фундаментальных теорем. Вместе с тем экономист должен знать, что такое в принципе эффективная экономика, чтобы определить, в чем может состоять ее неэффективность и когда возникает необходимость государственного вмешательства в экономику с позиций эффективности. Это возможно лишь при сравнении реальной экономики с ее идеальной моделью.

Важнейшими недостатками (сбоями) рынка в рамках микроэкономической теории, рассматриваемыми с позиций эффективности, являются упомянутые в предыдущей главе общественные блага, внешние эффекты и асимметричная информация. Именно данные сбои рынка являются важнейшими конкретными аргументами необходимости государственного вмешательства в экономику с позиций эффективности экономики.Эти стороны неэффективности рынка подробно будут рассмотрены в главах 3–5 экономики общественного сектора.

Анализируя эффективность экономики, надо иметь в виду, что государственное вмешательство в экономику вовсе не обязательно приведет к повышению эффективности по сравнению с конкурентным рынком. Например, расходы, связанные с государственным регулированием, могут превысить потери из‑за рыночной неэффективности. Этот аспект функционирования государственного сектора – проблема недостатков («сбоев») государства – будет рассмотрен в главе 7 настоящего учебника.

Вместе с тем обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику не всегда осуществляется с позиций эффективности экономики. Это обоснование часто проводится с позиций справедливости и равенства.То, что экономика является Парето‑эффективной, еще не означает, что доходы в ней распределены справедливо и все счастливы. Рыночный механизм в принципе ведет к неравномерному распределению доходов. Появляются группы людей без средств к существованию, что противоречит таким нравственным принципам человечества, как справедливость, милосердие, любовь к ближнему, взаимопомощь. Развивается система государственного социального обеспечения, которая предоставляет пособия безработным, инвалидам, пенсионерам. Это осуществляется через механизм государственного перераспределения доходов.

Другим примером необходимости государственного вмешательства с позиций справедливости и равенства, т. е. независимо от эффективности производства, является обеспечение всех членов общества в условиях рынка так называемыми жизненно важными благами и ограничение потребления «жизненно вредных благ». Предполагается, что индивиды могут действовать не в своих собственных интересах. Даже хорошо информированные потребители принимают вредные для них решения.

Жизненно важные блага (merit goods) – это блага, которые общество принуждает индивидуумов потреблять независимо от их предпочтений и возможностей.

Жизненно вредные блага (dis‑merit goods) – это блага, от потребления которых общество принуждает индивидуумов отказаться независимо от их предпочтений и возможностей.

Примерами жизненно важных благ могут служить ремни безопасности в автомобиле, начальное и среднее образование, вакцинация от полиомиелита. К жизненно вредным благам можно отнести курение, потребление наркотиков, превышение скорости. Государство стимулирует их потребление или отказ от потребления разными методами, в том числе законодательными актами, бесплатным предоставлением жизненно важных благ, уголовным преследованием производства и продажи некоторых социально вредных благ и другими способами.

Наконец, необходимость государственного вмешательства в экономику обосновывается с позиций макроэкономической стабильности.Если в принципе рыночная экономика не стремится или не достигает общего конкурентного равновесия, то необходимо обеспечить это равновесие через государственный механизм макроэкономического регулирования экономики.

Таким образом, теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику осуществляется с позиций эффективности (рыночных сбоев), справедливости и равенства, макроэкономической стабильности. В экономике общественного сектора основное внимание будет уделено первым двум аспектам, т. е. рассмотрению государственного вмешательства с позиций эффективности и справедливости.

Проблемы макроэкономического регулирования традиционно рассматриваются в курсе макроэкономической теории. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что макроэкономическая политика тесно связана с развитием общественного сектора экономики. Поэтому в курсе экономики общественного сектора мы неизбежно будем касаться проблем макроэкономической политики государства.