logo
Экономика ос / Ваcильцова В

12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление

Этот аспект экономической теории не был принят во внимание. Был нарушен баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью, в результате чего больше пострадала экономическая эффективность. К концу 1970‑х годов использование кейнсианских инструментов стабилизации экономики привело к кризису, что немедленно активизировало консервативные подходы невмешательства государства в экономические процессы для стимулирования частнопредпринимательской инициативы.

В методах государственного регулирования неоконсерваторов преобладают инструменты денежно‑кредитного характера, монетарная политика регулирования размеров денежной массы в обращении. Бюджетно‑налоговая политика направлена на сокращение государственных расходов, уменьшение налогов, ее важнейшая задача – сбалансированность бюджета.

Во многих государствах Западной Европы и США произошло падение темпов экономического развития, понизился уровень конкурентоспособности экономики, увеличился внешний долг. В результате они были вынуждены внести коррективы в собственную экономическую политику. В частности, в Европе прокатилась волна приватизации, государство ушло из многих отраслей экономики, к власти пришли неоконсерваторы. Маятник качнулся в обратную сторону – от модели 1960–70‑х годов, когда роль государства была доминирующей, к минималистскому государству 1980‑х25.

В конце 1980‑х годов стало ясно, что не только рынок сам по себе, но и государство само по себе не может решить все социально‑экономические проблемы общества. Эксперты Всемирного банка, осмысливая полувековой опыт роли государства к концу ХХ в., делают вывод: «Модель развития, при которой государство доминировало, провалилась, но то же самое произойдет и с развитием без участия государства. Развитие без эффективного государства невозможно»26.

В современной рыночной системе возрастающая экономическая роль государства обусловлена следующими факторами:

• определяющим влиянием государства на обеспечение макроэкономической стабильности и организации экономического порядка, гарантий поддержки общих для всех правил экономического поведения;

• углублением «провалов рынка» и других отрицательных последствий функционирования рыночного механизма (сужение конкурентной среды и рост монополизации, циклический характер развития, рост неравенства доходов, региональная дифференциация и т. д.);

• переходом к информационно‑интеллектуальному, инновационному типу развития;

• приоритетной значимостью и возрастающими масштабами производства общественных благ;

• необходимостью поддержки национального бизнеса в мирохозяйственных экономических потоках.

На Всемирной конференции по социальному развитию в Копенгагене (1995) мировому сообществу были предложены новые цели общественного развития, связанные с ориентацией не на экономический рост, а на развитие человека27. Ключевыми ориентирами в новой системе ценностей становятся индексы развития человеческого потенциала (ИРЧП), рассчитываемые ежегодно по странам исходя из трех критериев:

ожидаемой продолжительности предстоящей жизни;

уровня образования;

величины реального ВВП на душу населения.

Первые два критерия напрямую связаны с уровнем обеспечения общественными благами (услугами), в первую очередь здравоохранения и образования. Последний критерий во многом зависит от эффективности взаимодействия общественного и частного секторов, государства и рынка.