logo
Экономика ос / Ваcильцова В

11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета

Бюджетпредставляет собой денежные отношения, которые возникают у государства с фирмами, домашними хозяйствами, территориями по поводу образования и распределения бюджетного фонда в ходе производства, распределения и использования ВВП для целей социального, экономического и территориального развития в рамках конкретного временного периода (как правило – годового либо трехлетнего), он разрабатывается и принимается различными ветвями публичной власти в форме закона.

Для любого государства бюджет является важнейшим «страно‑образующим» институтом.

В современных учебниках по финансам можно найти другие определения бюджета, однако они совпадают в его главных, важнейших функциях11.

Таким образом, бюджет в современном его понимании должен представлять собой финансовый план управления ключевыми параметрами социально‑экономического развития страны на будущий период, предложенный правительством и одобренный парламентом на основе его составляющих – доходов, расходов, дефицита либо профицита.

Представляющие государство органы власти и управления в отличие от других субъектов рынка обладают особыми правами или преимуществами – правом принуждения,причем на основании закона. Именно государство устанавливает и поддерживает экономический порядок, защищает права других субъектов – предприятий, домохозяйств, некоммерческих организаций. Для реализации этих прав, а также для других функций, делегированных обществом, государство аккумулируетгосударственные финансовые ресурсына основе законного изъятия (налогообложения) части дохода других субъектов рыночных отношений. Концептуальной задачей для экономической теории и хозяйственной практики является определение возможности оптимизациипринудительного перераспределения ресурсовдля достижения оптимальных параметров экономической и социальной эффективности.

Как политэкономическая категориябюджет обладает двойственным содержанием.

Во‑первых, он является формой распределительных отношений, составной частью финансовых отношений в целом с присущими им свойствами, но обладает при этом рядом специфических особенностей.

Во‑вторых, бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления12, принимается в виде закона.

Роли бюджета в административно‑плановой и рыночной экономике существенно различаются. В централизованной плановой экономикеформирование бюджета подчинено требованиям централизованного государства, которое владеет, распоряжается и контролирует львиную долю создаваемого продукта, принудительно изымая большую его часть на цели, установленные планом.

В рыночной экономикеинституциональной основой бюджета, бюджетных отношений, определяющих бюджетную политику государства, должно стать формирование предпочтений граждан, территориальных сообществ и хозяйствующих субъектов, выражающихся в получении от государства полноценного набора общественных благ и услуг, оплачиваемых путем передачи государству в его бюджетную систему существенной части создаваемого продукта в виде налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, определим специфические черты бюджета как социально‑экономической категории:

1) бюджет является особой формой перераспределительных отношений, основанных на изъятии в пользу государства части создаваемого ВВП для удовлетворения спроса на общественные блага (блага коллективного использования) для всех секторов общественного воспроизводства, для составляющих государство административно‑территориальных образований и населения;

2) в рыночной экономике бюджет служит важным механизмом реализации потребностей расширенного воспроизводства в целом на каждом историческом этапе развития государства;

3) бюджет представляет собой систему централизованных фондов в рамках государственных и муниципальных финансов, которая обладает особым набором количественных и качественных характеристик, – концентрацией существенного объема ресурсов (от трети до двух третей ВВП в развитых странах), масштабностью межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов; перераспределением и выравниванием доходов домохозяйств;

4) бюджет, бюджетно‑налоговая политика наряду с другими инструментами способствуют реализации задач экономической политики государства в целом в рамках выбранной модели социально‑экономического развития.

Содержание бюджета как социально‑экономической категории раскрывается через его функции:распределительную (регулирующую), фискальную, контрольную.

Распределительная (регулирующая) функция бюджета имеет экономическую и социальную составляющие.

Экономическая составляющая регулирующей функциипроявляется в существенном влиянии на ключевые пропорции отраслевого, межотраслевого и межрегионального развития путем распределения и перераспределения бюджетных ресурсов, воздействии как на основные пропорции общественного воспроизводства, так и на основные макроэкономические параметры развития страны. Безусловно, в рыночных условиях, когда преобладают размеры частного сектора и масштабы его финансовых ресурсов, основная производственная, инвестиционная инициатива переходит к рыночному сектору, однако большинство развитых стран оставляют за собой контроль за ключевыми макроэкономическими параметрами развития путем координации деятельности государственных и частных структур, инвестируя бюджетные средства в развитие инфраструктуры (транспортной, коммуникационной, информационной и т. д.), фундаментальные и прикладные исследования, отрасли, определяющие инновационные технологии (космос, развитие программных продуктов и т. д.).

Социальная составляющая регулирующей функциибюджета выражается, во‑первых, в выравнивании доходов между территориями и домохозяйствами, а во‑вторых, в обеспечении доступности потребления населением основных общественных благ в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной деятельности и т. д.

Фискальная функциябюджета, содержание которой традиционно понималось как обеспечение ресурсами государства с помощью форм внеэкономического принуждения (налогов), существенно изменяется в современных рыночных условиях. Опасность снижения общей экономической эффективности при чрезмерном налогообложении, вызванном даже самыми благими целями роста социальной эффективности, доказана современной экономической теорией и подтверждена практикой развитых рыночных экономик. Современные исследования фискальной функции бюджета исходят из необходимости поиска оптимального налогообложения, стимулирующего предпринимательскую инициативу, однако дающего возможность государству эффективно корректировать провалы рынка в сфере производства общественных благ.

Контрольная функциябюджета призвана решать задачи эффективного расходования ограниченных финансовых ресурсов, объективно отражая направления формирования и расходования бюджетных средств в рамках выбранных государством стратегических и тактических приоритетов на всех стадиях бюджетного процесса: составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение парламентом, исполнение бюджета, государственный и муниципальный контроль.