1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
В истории рыночной экономики XIX – ХХ вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходови доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода (рис. 1.3).
Рис. 1.3.Государственные расходы в развитой рыночной экономике
В частности, в среднем доля совокупных государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) экономически наиболее развитых стран в XX в. выросла с 10 % в 1913 г. до 49 % в 2000 г. При этом надо отметить, что эти расходы увеличивались и в 80–90‑е годы XX в., когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации. Отмеченная тенденция в целом относится и к экономике таких стран, как США и Великобритания. Если в 20‑е годы XX в. доля государственных расходов в ВВП этих стран составляла около 20 %, то в 2000 г. в США она выросла до 29 %, а в Великобритании – до 40 %. Для сравнения интересно привести данные по России. В 2000 г. государственные расходы в России составляли 28 % ВВП.
По сравнению с ростом доли государственных расходов в ВВП несколько иначе выглядит тенденция развития государственного сектора в сфере производства товаров и услуг.Государственный сектор в этой сфере – это одно из направлений государственного вмешательства в экономику. Государственный сектор в сфере производства представлен государственными предприятиями, т. е. представляет собой деятельность государства как производителя продуктов и услуг. Наиболее высокими темпами государственный сектор в развитых странах Запада рос в 50–70‑е годы ХХ в. В 80–90‑е годы под воздействием разгосударствления и приватизации масштабы государственного сектора сокращались.
Например, в Великобритании в послевоенный период значение государственного сектора в производственной сфере возрастало. Государственные предприятия в значительной степени самостоятельно действовали на рынке, но в целом их деятельность контролировалась органами исполнительной власти и парламентом. Государственный сектор развивался в таких отраслях экономики, как каменноугольная промышленность, судостроение, металлургия, электро– и газоснабжение, атомная энергетика, железнодорожный и авиатранспорт, аэрокосмическая промышленность, телекоммуникации.
Пик в развитии государственного сектора был достигнут в конце 1970‑х годов. В 1979 г., перед приходом к власти правительства М. Тэтчер, продукция, производимая на государственных предприятиях, составляла 11,5 % ВВП, объем инвестиций государственного сектора составлял 14 % общих инвестиций в экономике Великобритании, на государственных предприятиях было занято 1,5 млн человек, что составляло 7,3 % всех занятых.
С 1979 г. и на протяжении 1980–90‑х годов в Великобритании начинаются процессы разгосударствления и приватизации, которые привели к сокращению числа государственных предприятий и отраслей, где государственный сектор занимал господствующие позиции. Доля государственного сектора в экономике за этот период сократилась в несколько раз; в частности, в середине 1990‑х годов доля государственных предприятий в ВВП, в общих инвестициях и в занятости составляла около 3 %.
В целом если взять группу экономически развитых стран, то в отношении государственных расходов можно выделить несколько важных тенденций, наблюдаемых в Хх в.
1. На протяжении большей части столетия наблюдалось увеличение доли государственных расходов в ВВП этих стран.
2. Наряду с общим увеличением доли государственных расходов в ВВП имели место циклические колебания этой доли, ее увеличение во время экономических спадов и сокращение в периоды экономических подъемов.
3. Для большинства стран тенденция роста государственных расходов сохранялась до конца 1970‑х – начала 1980‑х годов.
4. В последние два десятилетия отношение государственных расходов к ВВП более или менее стабилизировалось, повышательная тенденция выражена слабо.
5. Существуют значительные различия по уровню государственных расходов среди развитых стран, но эти различия не исчезают.
6. Государственное потребление увеличилось в XX в. в меньшей степени, чем государственные расходы.
7. Расходы на социальное обеспечение в настоящее время составляют наибольшую долю государственных расходов, а их рост значительно опережает рост всех остальных направлений расходов даже в таких странах, как США и Япония, где государственные социальные расходы традиционно составляют незначительную долю ВВП.
Первая из отмеченных тенденций получила название закона Вагнера (по имени известного немецкого экономиста конца XIX в., впервые рассмотревшего эту тенденцию).
Закон Вагнера– это тенденция более быстрого увеличения государственных расходов по сравнению с ростом ВВП.
Существуют разные объяснения действия этого закона. Одно из них объясняет более быстрый рост государственных расходов значительным и постоянным увеличением социальных расходов, социальных трансфертов.
Другое объяснение закона Вагнера опирается на действие так называемой фискальной иллюзии.
«Фискальная иллюзия»состоит в том, что избиратели не понимают всех последствий увеличения государственных расходов для налогообложения и поэтому, как правило, голосуют за правительственные программы увеличения государственных расходов.
Правительства, пользуясь сложностью налоговых систем, скрывают истинные издержки, связанные с увеличением государственных расходов.
Теория групповых интересов объясняет увеличение государственных расходов ростом влияния и внутренними интересами таких влиятельных социальных групп, как производители вооружений, профсоюзы, объединения учителей, врачей и т. д.
Некоторые исследователи в качестве важнейших причин роста государственных расходов указывают на развитие урбанизации и экономический рост. И урбанизация, и экономическое развитие вызывают рост спроса на общественные блага, загрязнение окружающей среды, что сопровождается ростом государственных расходов.
Наконец, необходимо отметить действие так называемого эффекта Баумоля.
Эффект Баумоляпредставляет собой тенденцию к более быстрому росту цен на услуги по сравнению с ростом цен на продукцию обрабатывающей промышленности.
Производство услуг является более трудоемким. В то же самое время в производстве товаров более интенсивным является технический прогресс, который ведет к снижению затрат рабочей силы на производство продукции. Доля услуг в ВВП растет, увеличиваются затраты государства на такие услуги, как здравоохранение и образование, и вместе с тем повышается доля государственных расходов в ВВП.
Экономическая роль государства значительно различается по группам странв зависимости от уровня экономического развития. Об этом свидетельствуют данные о доле государственных расходов в ВВП в конце ХХ в.
• В группе наиболее развитых стран(страны ОЭСР) эта доля наиболее высокая, в среднем она составляла 49 % ВВП. В настоящее время эта доля медленно, но растет.
• Более быстрый рост государственных расходов наблюдается в группе развивающихся стран,но сам по себе уровень государственных расходов в этих странах является наиболее низким и составляет 25 % ВВП.
• Промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами занимает группа стран с переходной экономикой.Доля государственных расходов в ВВП этих стран составляет около 30 %, но эта доля стабильно снижалась на протяжении 1990‑х годов.
В российской экономикев настоящее время экономическая роль государства характеризуется следующими данными о масштабах государственного сектора (2002):
• государственные и муниципальные предприятия составляют 11,2 % общего числа предприятий;
• на государственных предприятиях работают 38 % всех занятых в народном хозяйстве;
• государственный сектор производит около 35 % всей продукции;
• количество государственных учреждений – 34 868;
• число федеральных государственных предприятий – 9885;
• государственные пакеты акций – 4308;
• размеры пакетов акций в собственности государства:
• 100 % уставного капитала – 84 предприятия;
• более 50 % уставного капитала – 615 предприятий;
• от 25 до 50 % уставного капитала – 1348 предприятий;
• менее 25 % уставного капитала – 1719 предприятий.
Это существенное сокращение роли государства по сравнению с началом 1990‑х годов, когда в государственном секторе производилось более 90 % ВВП страны.
Вместе с выделением различных групп стран по уровню государственных расходов можно выделить также модели государственного сектора экономикив зависимости от степени огосударствления производства и уровня социального обеспечения – этих двух важнейших характеристик государственного сектора экономики. Условно по этим критериям можно выделить четыре модели государственного сектора экономики (табл. 1.1):
• социалистическую;
• скандинавскую;
• латиноамериканскую;
• либеральную.
Таблица 1.1
Модели государственного сектора экономики
Первая модель отличается высоким уровнем огосударствления производства и социального обеспечения, на последнем месте по этим критериям находится либеральная модель. Скандинавская и латиноамериканская модели занимают промежуточное положение.
Необходимо отметить, что в рамках общей тенденции увеличения экономической роли государства и доли государственных расходов действовали контртенденции, ведущие к снижению этих расходов под влиянием различных экономических, политических и идеологических факторов. Это проявлялось в уменьшении экономической роли государства в некоторые периоды экономической истории развитых стран.
Во второй половине ХХ в. отношение правительств и общественности к государственному вмешательству в экономику капиталистических стран менялось. Эти изменения наиболее ярко воплотились в теоретических трактовках экономической роли государства. Если в 1950–70‑е годы господствовали концепции «доминирующего государства» (кейнсианство), то в 1980‑е – первой половине 1990‑х годов наиболее распространенным был подход с позиций «минималистского государства» (неоклассическая теория, монетаризм). Начиная с середины 1990‑х годов все большее распространение получает идея «эффективного государства».
Таким образом, рыночный механизм и в экономически развитых странах регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Главные проблемы смешанной экономикикак экономической системы состоят в том, чтобы:
• во‑первых, найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики;
• во‑вторых, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.
Экономическая роль государства в самом общем виде проявляется в том, что оно выполняет определенные экономические функции. Необходимо обратить внимание на следующие важнейшие направления экономической деятельности государства:
• во‑первых, обеспечение правовой основы хозяйственной деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;
• во‑вторых, устранение и компенсация недостатков (сбоев, изъянов, провалов) рыночного хозяйственного механизма;
• в‑третьих, осуществление государственной экономической политики.
Обеспечение правовой основы деятельности экономических агентов предполагает разработку и внедрение в практику различных законов, создающих одинаковые условия для принятия решений как производителями, так и потребителями. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности. Государство предоставляет также многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка. К этим услугам относятся полицейская защита, судебная система, денежная система, система стандартов для измерения качества, массы и объемов.
Осуществляя свою экономическую деятельность, государство выполняет следующие важнейшие функции:
• стабилизация экономического развития;
• распределение ресурсов;
• распределение доходов;
• повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий