logo
Экономика ос / Ваcильцова В

1.2. Сущность государства в экономической теории

Что такое государство? На этот вопрос существует множество ответов. В различных социальных науках даются разные определения государства, так как оно рассматривается с разных сторон.

В философии и политологии государствов самом общем виде определяется какосновной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.При рассмотрении происхождения, формирования и существования государства выделяются основы его деятельности: общественная, классовая, политико‑правовая и организационная. Соответственно выделяются такие важнейшие функции государства, как:

• организационная, управляющая, преследующая общие цели сохранения и жизнедеятельности, достижения общего блага, единства, установления порядка;

• специфическая функция господства и подавления, когда государство выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами;

• функция «юридического государства» – создание правовой системы и управление ею, регулирование работы государственного аппарата.

В экономической теории акцент делается на особенностях государства как механизма общественной координации, отличающегося от рыночного механизма координации экономической деятельности.

Во‑первых, государство– это система институтов, с помощью которых обеспечивается координация действий членов общества, преследующих общие цели.

Во‑вторых, государство– это совместно действующие люди, это хозяйствующее общество, где общество выступает как нечто единое и где координация достигается на основе сознательных усилий, а не в результате действия стихии рыночных сделок.

Важнейшими чертами демократического государства являются: • принуждение; •ответственность и подотчетность;•особая мотивация работающих в государственных органах и вообще работающих на государство.

Принуждение.Государство – это мощный общественный институт, обладающий монополией на многие виды деятельности, например на разработку и принятие законов, обеспечение национальной безопасности. Принуждение является жизненно важной особенностью государства, обеспечивающей, в частности, общественный выбор и производство общественных благ. Это одно из важнейших отличий государства как субъекта рыночной экономики от других субъектов, действующих на основе добровольного характера рыночных сделок.

Принуждениес экономической точки зрения – это осуществляемое государством ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным приносить выгоды тем или иным индивидам.

Использование принуждения оправдано только тогда, когда отказ от одних возможностей открывает доступ к другим, более значимым с точки зрения общественного благосостояния. В принципе принуждение противоречит таким общечеловеческим ценностям, как свобода личности и демократический выбор. Общество поэтому стремится минимизировать принуждение, обеспечивая его недоступность для всех, кроме законных представителей государственной власти, и ограничивая лишь те возможности, которые признаются неприемлемыми.

Подотчетность.Государство обладает монополией на политическую власть, но вместе с тем эта монополия не является абсолютной, она существенно ограничена. Эти ограничения связаны прежде всего с действием конституции и ранее принятых законов. Все ветви государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, все органы этих ветвей власти ограничены в своих действиях. Подотчетность проявляется также в том, что многие государственные органы и представители государственной власти периодически проходят испытание и проверку со стороны членов общества через механизм выборов. Государство ограничено в своих действиях и в тех сферах, где его присутствие несомненно, например в сфере здравоохранения и образования. Кроме того, существуют ограничения, налагаемые действиями других государств.

Подотчетность– ограничения в деятельности демократического государства, его политической власти со стороны членов общества, связанные с действием конституции и ранее принятых законов, действием механизма выборов на всех уровнях государственной власти.

Особая мотивация.Это особые мотивы и стимулы тех людей, которые работают на государство, являются его представителями. Предполагается, что государственные служащие и все те, кто так или иначе связан с государственной деятельностью, служат интересам общества, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и ее граждан. Эта мотивация в корне отличается от мотивов деятельности занятых в частных организациях и предприятиях, где главным мотивом деятельности является личный интерес, стремление максимизировать прибыль.

Особая мотивация– мотивы и стимулы тех людей, которые работают на государство, являются его представителями; предполагается, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и ее граждан.

Проблема особой мотивации является достаточно дискуссионной. Многие придерживаются другой точки зрения, в частности нобелевский лауреат по экономике Дж. Бьюкенен считает, что, в сущности, с точки зрения психологии и нравственности человек не меняется, – работает он в государственном или в частном секторе, он остается тем же, руководствуется своими личными интересами.

Вместе с тем общество само создает какие‑то предпосылки того, что у работающих в государственном секторе на первое место могут выдвигаться особые мотивы деятельности.

Во‑первых, это ожидания других членов общества, предполагающих, что государственные служащие будут отстаивать интересы государства и общества.

Во‑вторых, осуждение и наказания, которые ожидают тех, кто не соблюдает общественные интересы. Общество стремится привлекать к государственной деятельности людей, обладающих менее эгоистичными свойствами личности, нравственными принципами служения людям и государству.

В‑третьих, формирование таких условий деятельности людей, работающих на государство, при которых личные и общественные интересы пересекаются, совпадают.