2.1. Эффективность рынка
В экономической теории общественного сектора необходимость государственного вмешательства в экономику обосновывается с позиций эффективности и справедливости, но главным образом – с позиций эффективности. Речь идет об экономической эффективности рыночной конкуренции. Там, где рыночная конкуренция дает сбои, т. е. не обеспечивает эффективного распределения и использования ресурсов, необходимо государственное вмешательство в экономику с целью более эффективного использования ограниченных ресурсов общества. Но прежде чем приступить к детальному анализу недостатков (сбоев) рынка, т. е. начать разговор о том, где государство должно вмешиваться в рыночную экономику, следует вспомнить из курса микроэкономики, как связаны между собой эффективность и конкуренция.
В современной рыночной экономике важнейшую роль играет частный сектор, в котором производится большая часть ВВП стран с развитой экономикой. Считается, что частный сектор, где господствует конкуренция, более эффективен, чем государственный сектор экономики.
В каком смысле конкурентная рыночная система является эффективной? Ответ на этот вопрос дают две фундаментальные теоремы экономической теории благосостояния,выступающие также важнейшими теоретическими предпосылками экономики общественного сектора.
Благосостояние– это состояние благополучия или процветания, связанное с богатством, достатком.
Экономическая теория благосостояния (welfare economics) – направление современной экономической теории, которое исследует содержание индивидуального и общественного благосостояния, определяющие его факторы, влияние институциональных особенностей экономической системы на благосостояние общества.
Одной из важнейших проблем экономической теории благосостояния является вопрос о том, какие институты обеспечивают лучшее сочетание индивидуальных интересов и общественного блага. Рассматривается, главным образом, воздействие на общественное благосостояние таких институтов, как свободный рынок, рынок в сочетании с государственным регулированием, централизованное планирование. С возникновением этой теории связаны прежде всего имена итальянского экономиста Вильфредо Парето(1848–1923, Лозанская экономическая школа) и английского экономистаАртура Пигу(1877–1959, Кембриджская экономическая школа).
Прежде чем сформулировать фундаментальные теоремы экономической теории благосостояния, мы должны вспомнить, что такое общее конкурентное равновесие и условия, при которых экономика является эффективной.После этого понятия конкуренции и эффективности используются для формулировки фундаментальных теорем благосостояния.
Общее конкурентное равновесиесуществует тогда, когда субъекты рынка являются ценополучателями, а цены изменяются таким образом, что исчезают избыточные спрос и предложение, при этом рынки уравновешиваются.
Таким образом, поведение субъектов рынка в этом случае является конкурентным, т. е. потребители и производители цены принимают как данные. Цены, в свою очередь, изменяются в результате несовпадения спроса и предложения, вследствие этого исчезают избыточный спрос и избыточное предложение, на всех рынках устанавливается равновесие (markets clear).В условиях общего конкурентного равновесия потребители максимизируют свою полезность, а производители максимизируют получаемую прибыль.Общие условия максимизации полезности и максимизации прибыли,сформулированные в микроэкономической теории, выглядят следующим образом:
Условие максимизации полезности:потребители максимизируют свою полезность, когда предельные нормы замещения одного блага другим являются у них одинаковыми и равны соотношению цен этих благ.
– условие максимизации полезности потребителя,
где X, Y– блага, приобретаемые индивидуумамиАиВ; MBSXY– предельная норма замещения благаХблагом Y;PXиPY– цены благXиY.
В теории потребительского поведения предельная норма замещения представляет собой количество товара Y, которое необходимо потребителю, чтобы компенсировать отказ от определенного количества товара Х; при этом потребитель имеет такой же уровень благосостояния, как и до замещения. Графически предельная норма замещения – это угол наклона кривой безразличия, который равен отношению предельных полезностей рассматриваемых благ, а также отношению цен этих благ.
Условие максимизации прибыли (оптимального объема производства):производители максимизируют прибыль, когда предельные издержки производимых благ равны ценам этих благ.
MCX= PX;MCY=PY– условие максимизации прибыли,
где MCXиMCY– предельные издержки производства благXи Y.
Экономика является эффективной, если производится максимально возможный объем требуемых обществом благ при имеющихся ограниченных ресурсах. В современной экономической теории используется стандартное понятие эффективности экономики, называемое Парето‑эффективностью или Парето‑оптимальностью (эффективность по Парето или оптимальность по Парето).
Оптимальность по Паретоозначает, что имеет место такое распределение ресурсов и готовой продукции, при котором отсутствует какой‑либо вариант перераспределения, улучшающий, по крайней мере, положение одного индивида и не ухудшающий положения других.
Для определения Парето‑эффективности используется также понятие Парето‑улучшения.
Парето‑улучшениеимеет место тогда, когда изменение экономической ситуации приводит к улучшению положения хотя бы одного индивидуума без ухудшения положения какого‑то другого индивидуума.
Другими словами, это такие изменения, при которых никто не проигрывает, но хотя бы кто‑то выигрывает.
Парето‑эффективность,или Парето‑эффективное состояние экономики, – это такое состояние, при котором все имеющиеся ранее возможности Парето‑улучшений уже реализованы, новые Парето‑улучшения невозможны. То есть невозможно улучшить чье‑то благосостояние, не ухудшая благосостояния других.
При каких условиях невозможны Парето‑улучшения?Другими словами, при каких условиях имеет место Парето‑эффективность? Различают три условия, которые называются также «условия Парето».
Во‑первых, Парето‑улучшение невозможно в том случае, когда предельные нормы замещения потребления благ равны для всех потребителей. Это имеет место при эффективности по Парето. Данное условие называют условием эффективности обмена.
Условие эффективности обменасостоит в том, что Парето‑улучшение невозможно, когда предельные нормы замещения потребления благ равны для всех потребителей.
– условие эффективности обмена.
Во‑вторых, Парето‑улучшение невозможно тогда, когда существует эффективное использование ресурсов, т. е. эффективное производство. Эффективность по Парето предполагает, что эффективное производство в экономике (максимальные объемы производства благ при имеющихся ресурсах) существует тогда, когда предельные нормы технического замещения труда капиталом равны в производстве всех благ. Данное условие называют условием эффективности производства.
Условие эффективности производствасостоит в том, что Парето‑улучшение невозможно, когда предельные нормы технического замещения труда капиталом равны в производстве всех благ.
– условие эффективности производства, где MRTSLk– предельная норма технического замещения труда капиталом.
В теории фирмы (теории поведения производителя) предельная норма технического замещения двух производственных ресурсов, в частности замещения труда капиталом, представляет собой количество труда, необходимого для замещения уменьшающегося объема капитала; при этом сохраняется тот же объем производства, что и до замещения. Величина предельной нормы технического замещения труда капиталом равна отношению предельного продукта капитала к предельному продукту труда. Графически она представляет собой угол наклона изокванты.
В‑третьих, Парето‑улучшение невозможно тогда, когда существует эффективное распределение (размещение) ресурсов. Эффективность по Парето предполагает, что эффективное распределение (размещение) ресурсов в экономике существует тогда, когда предельные нормы трансформации в производстве благ равны предельным нормам замещения потребления благ для всех потребителей. Данное условие называют условием эффективности (распределения) размещения ресурсов.
Ни условие эффективности обмена, ни условие эффективности производства не обеспечивают наилучшую комбинацию производимых благ в экономике. Например, если благо Х– это ткань, а благо Y– это овощи и все ресурсы используются для производства овощей, то большинство потребителей предпочтут, чтобы часть ресурсов направлялась для производства тканей.
Условие эффективности (распределения) размещения ресурсов сводит воедино потребление и производство в экономике, оно предполагает, что в экономике производится то, что хотят потребители. Данное условие часто называют условием высшего порядка.
Условие эффективности (распределения) размещения ресурсовсостоит в том, что Парето‑улучшение невозможно, когда предельные нормы трансформации в производстве благ равны предельным нормам замещения потребления благ для всех потребителей.
– условия эффективности размещения ресурсов, где MRTXY– предельная норма трансформации при перемещении ресурсов в производстве различных благ, или предельная норма трансформации благаАв благо В.
Предельная норма трансформации блага Ав благоВпри перемещении ресурсов в производстве этих благ представляет собой объем сокращения производства благаАпри производстве дополнительного объема благаВ.Она равна отношению предельных издержек производства товараВк предельным издержкам производства товара А. В модели кривой производственных возможностей предельная норма трансформации – это численное значение угла наклона кривой производственных возможностей.
Рассмотренные выше условия являются условиями эффективности по Парето. Концепция Парето‑эффективности не является абсолютной, у нее есть свои недостатки. В частности, спорными являются лежащие в ее основе следующие общие предпосылки,представляющие собой субъективные нравственные суждения.
1. Индивидуумы определяют ценности, нет общества вне и за пределами индивидуумов, которые заинтересованы только в своем собственном благосостоянии.
2. Индивидуумы лучше всего могут оценить свое собственное благосостояние, только они знают, что для них хорошо и что плохо.
3. Общественное благосостояние увеличивается, если оно улучшилось хотя бы у одного человека и ни у кого не ухудшилось.
В принципе экономическая теория пытается избегать оценочных нравственных суждений. Вместе с тем современная экономическая теория благосостояния опирается на оценочные суждения, лежащие в основе концепции эффективности по Парето. А оценочные суждения, как правило, дискуссионны. Например, в отношении первой предпосылки Парето‑эффективности многие не согласятся и будут утверждать, что отдельно существуют самостоятельные ценности таких общественных групп, как семья или класс, что важными являются такие блага, как культурное наследство, природа, национальное самосознание и т. д. Мы можем ценить природу не только потому, что мы получаем удовольствие от общения с ней, пользуемся ее дарами, но и потому, что нас беспокоит то, как будут жить будущие поколения людей.
В отношении второй предпосылки Парето‑эффективности также можно возразить. Во‑первых, не только дети, но и многие взрослые не знают, что для них является лучшим выбором в тех или иных обстоятельствах. Например, в случае болезни немногие могут поставить себе диагноз лучше, чем врач. Во‑вторых, даже если мы знаем, что для нас лучше, у нас часто не хватает силы воли, чтобы выбрать оптимальный вариант. Ярким примером такого поведения индивидуума является поведение заядлого курильщика.
Слабость третьей предпосылки Парето‑эффективности состоит в том, что она ничего не может сказать о правильном, т. е. нужном, распределении (размещении) ресурсов. Если один из упомянутых выше индивидуумов АиВпотребляет все произведенные блага, а они оба эгоистичны, то другой умирает от голода. Общий результат будет Парето‑эффективным, но с точки зрения человеческой справедливости ненормальным.
Таким образом, критерий эффективности по Парето ничего не говорит о справедливости распределения. В действительности ситуации в основном таковы, что одна группа людей предлагает одно решение, улучшающее их благосостояние, другая группа – другое решение, улучшающее их благосостояние. Дискуссия о налогах или о величине государственных расходов не может быть решена с использованием только критерия оптимальности по Парето.
Трудно не согласиться с ограничениями предпосылок в концепции Парето‑оптимальности. В целом большинство экономистов понимают ее ограниченность, но принимают эффективность по Парето как необходимую точку отсчета в экономическом анализе.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий