6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
Другой подход к анализу проблем мажоритарного голосования в условиях представительной демократии осуществляется с позиций концепции медианного избирателя.
Рассмотрим издержки медианного избирателя при фиксированном и пропорциональном налогообложении в условиях разного характера распределения доходов (равномерное и неравномерное распределение).
При фиксированном налогообложениивсе потребители платят одинаковые суммы независимо от их доходов. Если общие издержки предоставления общественных благ – это С, аN– общее число голосующих, то издержки каждого будут равныС/N. Издержки медианного избирателя (cmed) также будут равныС/N:
сmed=С/N.
При пропорциональном налогообложениивеличина налога зависит от уровня дохода и ставки налога. При этом издержки каждого голосующего составятсi=t · Yi,гдеt– ставка налога на доходYi.При таком механизме компенсации государственных расходов богатые платят больше, чем бедные. Издержки медианного избирателя также будут зависеть от ставки подоходного налога и от уровня медианного дохода (Ymed):
сmed=t · Ymed.
Если доходы распределены нормальным образом, т. е. медианный доход равен среднему доходу (Ymed= Ymean), то издержки медианного голосующего, связанные с потреблением общественных благ, будут при пропорциональном налогообложении такими же, как и при фиксированных налогах.
Но ситуация изменяется, если доходы распределены неравномерно, асимметричным образом. Подобное распределение доходов в большей мере соответствует действительности. При этом медианный доход меньше среднего дохода (Ymed< Ymean). Это означает, что издержки медианного голосующего, связанные с потреблением общественных благ, будут при пропорциональном налогообложении меньше, чем при фиксированных налогах. В результате медианный избиратель будет голосовать за более высокий уровень государственных расходов.
В условиях пропорционального налогообложения приYmed< Ymeanмажоритарное голосование ведет к чрезмерному объему производства и потребления общественных благ, т. е. к неэффективному результату голосования.
Неэффективный результат голосования возникает также и потому, что при мажоритарном голосовании условие эффективности по Паретов производстве общественных благ (MRS=MRT)не соблюдается. Было доказано, что эффективность по Парето предполагает равенство медианных предпочтений избирателей и их средних предпочтений. Это означает, что эффективный результат голосования возникает тогда, когда предпочтения распределены симметрично, т. е. равномерно. В действительности такое распределение предпочтений практически не встречается.
Процедура голосованиятакже может быть источником неэффективного результата мажоритарного голосования. В предыдущем разделе при рассмотрении парадокса Кондорсе мы обратили внимание на этот аспект голосования по принципу большинства. В условиях многовершинных предпочтений при голосовании по двум вариантам выбор того или иного варианта будет зависеть от установленной процедуры голосования.
Поскольку голосование по парам является циклическим, любой вариант может быть избранным большинством голосующих в зависимости от того, с какой пары начать и где остановиться. В рассмотренном ранее примере, если хпредпочтительнее у,упредпочтительнееz, zпредпочтительнее х, а председательствующий предпочитает выбор вариантах,необходимо установить следующую процедуру голосования: сначала голосуются вариантыхи у, затем – вариантыуиz,и на этом голосование заканчивается.
Наконец, источником неэффективного результата при мажоритарном голосовании может быть сознательное искажение своих предпочтенийголосующими, т. е. ложь. Такое искажение возможно, если голосующий хочет повлиять на исход голосования и при этом опирается не на истинные оценки проекта или личности, а на предубежденность в отношении проекта или личности. Предположим, выбирая руководителя отдела из нескольких кандидатур, он может голосовать против какой‑то кандидатуры не по ее профессиональным качествам, а лишь потому, что она ему просто не нравится.
Рассмотренные проблемы мажоритарного голосования свидетельствуют о том, что демократический процесс общественного выбора даже в условиях прямой демократии может быть неэффективным, не отражающим истинные потребности общества в целом.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий