11.5. История бюджета в России
Бюджетного права в России не существовало длительное время, в Средние века государственные доходы и расходы не отделялись от доходов и расходов великого князя, царя, главы государства, причем доходы проступали как в натуральной, так и в денежной форме.
Серьезные преобразования всей финансовой системы связаны с именем Петра I. Именно при нем расширяются мануфактурное производство, торговля, развиваются города, ведутся войны за расширение и укрепление границ империи. Для этого необходимы существенные средства, поэтому укрепляются товарно‑денежные отношения, основанные уже не на натуральной, а на денежной налоговой системе, усиливается прямое налогообложение, развиваются и косвенные налоги.
Денежные налоги в эпоху Петра I резко возросли, особенно для народов Поволжья и Приуралья: на них было возложено 72 налога. С именем Екатерины II связано появление Министерства финансов России.
В России составление бюджета как государственной росписи или сметы доходов и расходов началось с 1863 г., в период реформ после Крымской войны с учреждением специальной комиссии под руководством В.А. Татаринова, который внедрил в российскую практику рациональные основы бюджета, разработанные на Западе. Бюджетная реформа 1862 г. положила начало развитию российского бюджетного законодательства, а введение Конституции и учреждение Государственной думы дали этим процессам сильнейший импульс.
Вместе с тем в России порядок составления государственной росписи или сметы доходов и расходов государства ведет свое начало с 1863 г. До бюджетной реформы 1862 г. государственные доходы сосредоточивались в руках отдельных управлений, которыми они распоряжались, по существу, бесконтрольно. Остатки от сметных назначений не вносились в сметы будущего года, поэтому Министерство финансов не имело полных данных о бюджетных финансовых потоках. С изданием в 1906 г. Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России возникает бюджетное право и государственный бюджет принимает окончательное оформление15.
Большую роль в истории финансов России сыграли реформы С.Ю. Витте – одного из наиболее известных русских финансистов XIX– начала XX в.
С.Ю. Витте
С.Ю. Витте возглавлял Министерство финансов России в течение 11 лет (с 1892 по 1903 г.). Самыми знаменитыми его успехами стали следующие.
1. Денежная реформа,суть которой состояла во введении свободного обмена бумажных (кредитных) денег на золотую валюту. В феврале 1895 г. С. Витте в докладе царю предложил ввести золотое денежное обращение. Кредитный рубль приравнивался к 66,7 коп. золотом, и при этом на треть снижался вес золотого рубля, поэтому девальвация носила скрытый характер, прошла безболезненно, не вызвав изменения цен на товары. Система налогов и таможенных пошлин была нацелена на поощрение экспорта. Использовались и административные ограничения внутреннего потребления некоторых продуктов, например сахара. Лозунг «Недоедим, а вывезем» стал знаменит по всей стране.
2. Введение винной монополии(производство спирта оставалось в частных руках, но по заказу и при строгом наблюдении государственного акцизного надзора, а вот продажа стала исключительно государственной монополией).
3. Изменение источников доходной базы бюджета.Вершинами многоугольника, положенного в основание денежной реформы, стали интенсивное строительство железных дорог (российские железные дороги во времена Витте считались лучшими в мире, а по отношению к Великой Транссибирской магистрали впервые были применены расхожие потом слова «русское чудо»), разработка основ земельной реформы, введение винной монополии и меры по расширению технического образования.
В бытность Витте министром финансов сеть железных дорог России удвоилась, промышленное производство страны утроилось. Темпы прироста ВВП стали у нас в то время одними из самых высоких в мире – 12 %. С 1865 по 1890 г. добыча угля возросла в 42 раза, выплавка чугуна – в 10, длина железных дорог – в 14, грузооборот – в 14 раз. При С. Витте не только широко развернулось железнодорожное строительство, но в руках государства сосредоточились и дороги, отчего казна получала большие доходы, а также организация государственных кредитных учреждений, широкая система казенных заказов и субсидий производителям. На государственную поддержку опирался мощный подъем промышленности.
Баланс между импортом и экспортом оказался самым высоким. А обслуживание внешнего долга не было столь обременительным для отечественной экономики.
Такая финансовая политика привела к огромному притоку иностранных капиталов в экономику России. Если в 1890 г. в нее было вложено 214,7 млн руб. иностранного капитала, то в 1900 г. – 911 млн руб.16В результате такой финансовой политики в России к началу ХХ в. была достигнута определенная финансовая стабилизация.
Анализ доходов российского бюджета 1906 г. (табл. 11.1) показывает, что доля чистых налогов составляла 25 %, а если добавить доходы фискальных монополий, она повысится до 65 %. Для сравнения – в бюджете Италии за 1925/26 гг. из общей суммы обыкновенных доходов бюджета 16,97 млрд лир налоги вместе с фискальными монополиями составили 85 % всей суммы доходов. В США в 1984 г. налоговые поступления составили 93,8 % от общей суммы17.
После революции 1917 г. в России бюджет и бюджетное право претерпели существенные изменения.
В январе 1918 г. был издан первый акт советского бюджетного права – Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на первое полугодие 1918 г.; первый советский бюджет в соответствии с Правилами был полугодовым, однако в 1920–1921 гг. вернулись к составлению годовых бюджетов.
Таблица 11.1
Государственные доходы России в 1906 г.18(млн руб.)
В российской финансовой энциклопедии 1924 г. бюджет определяется как «утвержденное в законодательном порядке общее предположительное исчисление в принятой денежной единице предстоящих в определенном периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов, с подведением баланса»19.
В советский период союзный бюджет становится важным элементом финансовой системы страны. Государственное имущественное и личное страхование, социальное страхование и обеспечение, кредитная система хотя теоретически и считались самостоятельными звеньями общегосударственных финансов, на практике выступали вспомогательными звеньями, подчиненными бюджетной политике. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства также были лишь относительно самостоятельными – сфера их финансовых прав ограничивалась практически лишь распределением той части прибыли, которую государство оставляло предприятиям для их нужд. Порядок распределения прибыли и организация финансовых отношений жестко регламентировались государством, т. е. преобладали не рыночные, а административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов в бюджет.
В советский период несколько раз предпринимались попытки реформирования финансов с целью роста их эффективности и адаптации к реалиям рыночных отношений в большинстве развитых стран.
Так, в 1965 г. Россия по уровню развития промышленности становится одним из крупнейших государств мира. В 1967 г. число отраслей промышленности возрастает с 80–87 до 300, что требует децентрализации в управлении экономикой. Целью реформы становится оптимизация централизованного планирования и управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий как основных субъектов хозяйствования и плательщиков налогов.
Перестраиваются финансовые отношения, связанные с распределением прибыли, – первоочередными становятся платежи в бюджет в виде платы за основные фонды и оборотные средства, а также платежи банку процентов за кредит. Оставшаяся часть прибыли по установленным нормативам направлялась в децентрализованные фонды предприятия (фонд материального поощрения, социально‑культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства).
Однако с поставленными задачами в ходе реформы справиться не удалось – если в начале 1930‑х годов, в период жесткой централизации, государство оставляло в распоряжении предприятий 19 % прибыли, то на этапе децентрализации управления – не более 40 %, что снижало заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективной деятельности20.
В конце 1950‑х годов стала наблюдаться несбалансированность бюджета в связи с направлением огромных дотаций убыточному сельскому хозяйству, а также ростом расходов на оборону. Впервые дефицит бюджета был признан в 1988 г. За 1985–1989 гг. дефицит государственного бюджета СССР вырос с 2,4 до 8,5 % ВВП. Его основными причинами академик Н.Я. Петраков назвал неэффективность государственных расходов за последние двадцать лет, расходы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, падение мировых цен на нефть, войну в Афганистане, снижение налоговых поступлений в бюджет. Если в 1985 г. внешний долг составлял 26 млрд долл. США, то к 1991 г. – 80 млрд долл., при этом 75–80 % займов уходило на его обслуживание и не позволяло улучшить состояние внутреннего рынка21.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий