6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
Для рыночной экономики характерна демократическая политическая система, которая предполагает демократический выбор. Вместе с тем условия демократического выбора могут быть различными. Общественный выбор осуществляется в условиях прямой или представительной демократии.
Прямая демократияпредставляет собой политический механизм общественного выбора, при котором люди непосредственно должны выразить свое личное мнение по поводу масштабов конкретных государственных расходов.
Эта система в большей степени применима на местном и муниципальном уровнях и в меньшей степени – на общегосударственном уровне. Большинство решений в обществе по поводу государственных расходов и доходов принимаются в условиях представительной демократии.
Представительная демократияпредполагает, что люди голосуют за партии, выступающие со своими программами. Решения по поводу программ государственных расходов делегируются избранным представителям этих партий.
В настоящем разделе рассматривается механизм общественного выбора в условиях прямой и представительной демократии. Одна из важнейших проблем общественного выбора состоит в том, ведет ли этот механизм к результату, который отражает интересы и взгляды электората.
Рассматривая в принципе возможность ранжирования доступных вариантов общественного выбора (раздел 2.4), мы познакомились с теоремой о невозможности. Предполагалось, что способ ранжирования должен опираться на какие‑то разумные и нравственно приемлемые принципы, следовать этим принципам. Эту проблему исследовал Кеннет Эрроу. Он исходил из того, что функция общественного выбора должна быть полной (законченной) и транзитивной в ранжировании вариантов, подчиняться таким критериям, как принципы единогласия, универсальности, отсутствия «диктатора», независимости от посторонних альтернатив.
К. Эрроу доказал свою известную теорему о невозможности.Теорема утверждает, что не существует функции общественного выбора, удовлетворяющего одновременно всем четырем требованиям.
Иллюстрацией того, что названные выше критерии являются несовместимыми, является парадокс Кондорсе, или парадокс циклического голосования.Он состоит в том, чтотранзитивность общественного выбора,т. е. его последовательность и непротиворечивость, при голосовании по принципу простого большинства не соблюдается. Таким образом, последовательный и непротиворечивый общественный выбор невозможен. Парадокс Кондорсе иллюстрирует теорему о невозможности К. Эрроу. (Парадокс Кондорсе называют также «парадоксом циклического голосования».)
Вернемся к парадоксу Кондорсе, который мы рассмотрели в главе 2, но сформулируем его в общем виде, без привязки вариантов к каким‑то конкретным проектам.
Таблица 6.2
Парадокс Кондорсе
В табл. 6.2 приведены трое голосующих А, В, Ссо своими предпочтениями в отношении вариантов выборах, у, z.
При последовательном голосовании вариантов по парам результаты голосования по принципу большинства будут следующими:
1. Голосуются хи у: выбирается вариант х, так как за него выступает большинство(АиС).
2. Голосуются уиz:выбирается варианту,так как за него выступает большинство(АиВ).
3. Голосуются zиx:выбирается вариант z, так как за него выступает большинство(Bи С).
Результаты голосования (результаты коллективного выбора) являются непоследовательными и противоречивыми. Рациональность и транзитивность коллективного выбора предполагают выбор варианта хв сравнении с вариантом z. Если быАбыл диктатором, то это бы и случилось. Но в условиях демократического выбора результат выборов непоследователен.
Вместе с тем голосование по принципу простого большинства не всегда ведет к парадоксу Кондорсе. В частности, в случае с примером в табл. 6.1 последовательный и непротиворечивый результат голосования может получиться, если, во‑первых, изменить процедуру голосования и, во‑вторых, предпочтения голосующего Сбудут другими.
Приведем два варианта предпочтений избирателей РиР2(табл. 6.3).
Таблица 6.3
Предпочтения избирателей (выбор большинством голосов)
При варианте выбора Р1отсутствует его транзитивность, т. е. последовательность и непротиворечивость (если бы оно было транзитивным, тохдолжно быть предпочтительнее z).
В случае с вариантом предпочтений Р2голосование по принципу большинства является транзитивным. Разница между этими двумя вариантами состоит в том, что в первом случае предпочтения являются многовершинными, во втором – одновершинными. (Термины «многовершинные предпочтения» и «одновершинные предпочтения» возникли в связи с особенностями графического изображения предпочтений.)
Различия между вариантами предпочтений Р1и Р2графически изображены на рис. 6.1. На нем представлены предпочтения трех избирателей (x,y, z)путем ранжирования этих предпочтений (1 – наиболее предпочтительный выбор, 3 – наименее предпочтительный).
Рис. 6.1.Многовершинные (а) и одновершинные (б) предпочтения
Одновершинные предпочтения(с одной точкой максимума) имеют место тогда, когда все их варианты расположены на линии таким образом, что ни один из голосующих не предпочитает х и z варианту у, если у находится между х и z.
Многовершинные предпочтения(с точками максимума более одной) имеют место тогда, когда при любом расположении их вариантов на линии хотя бы один голосующий не имеет одновершинных предпочтений.
В первом варианте предпочтений на рис. 6.1 избиратели АиВимеют одновершинные предпочтения, в то время как голосующийСотличается многовершинными предпочтениями (график его предпочтений имеет F‑образную форму), неравномерно распределенными по шкале предпочтений. Как правило, это предпочтения по принципу «или все, или ничего». Это и ведет к возникновению парадокса Кондорсе, т. е. к парадоксу циклического голосования.
Во втором варианте все голосующие имеют одновершинные предпочтения, равномерно распределенные по шкале предпочтений. Если можно было бы избавиться от многовершинных предпочтений, то обнаружилось бы, что голосование по принципу большинства уже не подвержено парадоксу Кондорсе.
Таким образом, в ситуации, когда предпочтения избирателей являются одновершинными (с одной точкой максимума), равномерно распределенными по шкале предпочтений, голосование по принципу большинства является транзитивным,т. е. последовательным и непротиворечивым.
Рассмотрим пример, в котором имеются три варианта государственного бюджета:
• вариант х– это большой государственный бюджет;
• вариант у– бюджет средних размеров;
• вариант z– небольшой бюджет.
Для тех избирателей, которые выбирают вариант х,естественно предположить, что вторым по значимости выбором будет варианту,а наименее значимым будет вариантz.
Точно так же для тех, кто выбирает вариант z,следующими по значимости вариантами будуту,а затемх.
В случае нетранзитивного голосования избирателя Сего варианты расположены в следующей последовательности:z– небольшой бюджет;х– большой бюджет;у– бюджет средних размеров. Такие предпочтения можно назвать по принципу «все или ничего».
Вероятность таких предпочтений у голосующих незначительна, поэтому можно исключить возможность многовершинных предпочтений в нашем примере. Это выглядит логично в данном примере, где сравниваются разные уровни затрат.
Другая ситуация возникает, если сравниваются не разные уровни, а разные виды государственных расходов. В этом случае нельзя не принимать во внимание голосующих с многовершинными предпочтениями, их нельзя исключить, как в предыдущем примере.
Приведем пример голосования по поводу использования восстановленных земель в пойме р. Клязьмы. Предлагаемые для голосования варианты включали следующее:
х– создание городского парка;
у– строительство муниципального жилья;
z– распродажа земель для частного строительства.
Участвовавшие в голосовании представители различных партий имели следующие предпочтения:
либеральные демократы – х, у, z;
коммунисты – у, z, х;
союз правых сил – z, х, у.
В данном случае предпочтения союза правых сил являются многовершинными, но их нельзя сбросить со счетов как не имеющие значения. Они реальны. И в данном случае речь идет не о разных уровнях государственных расходов, а об их разных видах вперемешку с вариантом, где имеются в виду, по существу, доходы.
Последний пример дает возможность обратить внимание на один из упомянутых выше аспектов парадокса Кондорсе. При наличии нескольких вариантов для голосования (больше двух вариантов) и многовершинных предпочтений у кого‑то из голосующих результат голосования будет зависеть от процедуры голосования.В частности, если в рассматриваемом примере сначала голосуются варианты городского парка и муниципального жилья, а затем варианты муниципального и частного жилья, то выбор будет сделан в пользу городского парка.
Действительно, сначала парк признается лучшей альтернативой по сравнению с муниципальным жильем (2 голоса против 1). Затем вариант частного строительства признается худшим по сравнению с вариантом муниципального жилья (1 голос против 2). В итоге наилучший вариант – это городской парк, он лучше муниципального жилья и тем более лучше частного строительства. Но если бы мы сначала поставили на голосование городской парк и муниципальное жилье, а затем городской парк и частное строительство и на этом остановились, то результат был бы противоположным.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий