logo
Экономика ос / Ваcильцова В

9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов

В рамках анализа затрат и результатов при оценке эффективности долгосрочных государственных проектов возникает необходимость дисконтирования потока расходов и возможных доходов. Для этого используется ставка процента. Вопрос в том, какую ставку процента должно использовать государство. Для того чтобы подчеркнуть отличие ставки процента, используемой в оценке проектов государственных расходов, от рыночной ставки процента, в экономике общественного сектора вводится понятие общественной ставки дисконтирования. По существу, как это отмечалось выше, общественная ставка дисконтирования представляет собой вариант теневой цены на денежном рынке, на рынке капиталов.

Общественная ставка дисконтирования– это ставка дисконтирования, применяемая правительством при оценке долгосрочных общественных проектов, она определяется в результате экономического анализа содержания конкретного проекта, ее уровень не совпадает с рыночной ставкой дисконтирования.

Частные фирмы используют ставку процента, определяемую финансовым рынком, коммерческими банками, предоставляющими кредит. Вместе с тем известно, что рынки капитала, на которых формируется ставка процента, несовершенны. Ставка процента как издержки заемного денежного капитала и доход на денежный капитал также может не отражать реальные альтернативные издержки его применения. Имеется в виду, что ставка процента может не отражать возможный доход на капитал при его альтернативном использовании. Например, искажения возникают из‑за налоговой системы. Налоги приводят к существенным различиям между доходом фирм до и после уплаты налогов.

Кроме того, при оценке общественного проекта проблема возникает при выборе между ставкой процента, по которой большинство производителей получают кредит, ставкой процента, по которой большинство потребителей получают кредит, и ставкой процента, по которой государство может получить кредит. Это все разные ставки процента. Разные ставки процента приводят к разным оценкам эффективности. Использование ставки процента на уровне 3 % при оценке эффективности строительства плотины может дать результаты, которые удовлетворяют общество. А использование ставки процента в 10 % резко снижает оценку эффективности проекта, и он может быть не принят.

Проблема ставки процента, которую надо использовать при оценке общественных проектов, является дискуссионной. В теории обосновываются различные подходы к ее решению. Но большинство экономистов, изучающих эту проблему, сходятся в том, что, как правило, общественная ставка процента не совпадает с рыночной,она или ниже или выше рыночной ставки процента.

К проблемам дисконтирования при оценке общественного проектаотносятся:

1. Несовершенство рынка капиталов.

2. Искажение уровня процента в результате действия налоговой системы.

3. Дифференциация ставок процента для потребителей и производителей.

4. Проблема оценки благосостояния разных поколений (межвременной выбор).

Примером того, насколько сложным является вопрос об общественной ставке процента, может служить дискуссия по поводу государственных расходов, направленных на смягчение так называемого парникового эффекта. По сути, это дискуссия о том, какую ставку процента использовать, если затраты осуществляет нынешнее работающее поколение людей, а выгоды будут получать другие поколения.

Государственные расходы по данному проекту могут принести результаты лет через сто, только тогда можно ожидать каких‑то изменений в процессе глобального потепления. Текущая стоимость 100 руб. в столетней перспективе при ставке процента 7 % составляет менее 10 коп. Но если использовать ставку процента, равную 1 %, текущая стоимость 100 руб. в столетней перспективе составит сегодня 30 руб. Стоит ли беспокоиться сегодня о каких‑то копейках в связи со смутными столетними прогнозами? И наоборот, стоит ли тратить сегодня приличные деньги опять же в связи со смутными столетними прогнозами?

Решение вопроса упирается, во‑первых, в принципы нравственности современного человечества, во‑вторых, в уровень научных представлений современных людей. С точки зрения нравственности, наверное, будущие поколения имеют такое же право на достойную жизнь, как и нынешнее поколение людей. Планета принадлежит им в той же мере, что и нам. Если мы не предпринимаем каких‑то действий сегодня в отношении выхлопов газов, загрязняющих атмосферу и ведущих к потеплению климата, то мы нарушаем это право. Вывод с точки зрения оценки эффективности затрат по данному проекту: необходимо использовать ставку дисконтирования на уровне 1 %, что приведет к высокому показателю эффективности.

Многие оспаривают такой подход к решению в отношении ставки дисконтирования и самого варианта действий. Они считают, что мы сегодня не представляем, что будет, но чувствуем какую‑то угрозу жизни будущих поколений. Лучше будет, если мы деньги положим на счет будущих поколений под рыночную ставку процента и будем инвестировать эти деньги с учетом рыночной ставки дисконтирования, т. е. превышающей общественную ставку дисконтирования. Они сами разберутся, что делать потом, по мере выявления конкретных аспектов проблемы.

В этом случае, возражают другие, может случиться так, что ущерб, нанесенный среде обитания человечества, может быть невосполнимым.

Таким образом, при оценке эффективности многих государственных проектов трудной является проблема теневой ставки дисконтирования, или, другими словами, общественной ставки дисконтирования.