9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
В рамках анализа затрат и результатов при оценке эффективности долгосрочных государственных проектов возникает необходимость дисконтирования потока расходов и возможных доходов. Для этого используется ставка процента. Вопрос в том, какую ставку процента должно использовать государство. Для того чтобы подчеркнуть отличие ставки процента, используемой в оценке проектов государственных расходов, от рыночной ставки процента, в экономике общественного сектора вводится понятие общественной ставки дисконтирования. По существу, как это отмечалось выше, общественная ставка дисконтирования представляет собой вариант теневой цены на денежном рынке, на рынке капиталов.
Общественная ставка дисконтирования– это ставка дисконтирования, применяемая правительством при оценке долгосрочных общественных проектов, она определяется в результате экономического анализа содержания конкретного проекта, ее уровень не совпадает с рыночной ставкой дисконтирования.
Частные фирмы используют ставку процента, определяемую финансовым рынком, коммерческими банками, предоставляющими кредит. Вместе с тем известно, что рынки капитала, на которых формируется ставка процента, несовершенны. Ставка процента как издержки заемного денежного капитала и доход на денежный капитал также может не отражать реальные альтернативные издержки его применения. Имеется в виду, что ставка процента может не отражать возможный доход на капитал при его альтернативном использовании. Например, искажения возникают из‑за налоговой системы. Налоги приводят к существенным различиям между доходом фирм до и после уплаты налогов.
Кроме того, при оценке общественного проекта проблема возникает при выборе между ставкой процента, по которой большинство производителей получают кредит, ставкой процента, по которой большинство потребителей получают кредит, и ставкой процента, по которой государство может получить кредит. Это все разные ставки процента. Разные ставки процента приводят к разным оценкам эффективности. Использование ставки процента на уровне 3 % при оценке эффективности строительства плотины может дать результаты, которые удовлетворяют общество. А использование ставки процента в 10 % резко снижает оценку эффективности проекта, и он может быть не принят.
Проблема ставки процента, которую надо использовать при оценке общественных проектов, является дискуссионной. В теории обосновываются различные подходы к ее решению. Но большинство экономистов, изучающих эту проблему, сходятся в том, что, как правило, общественная ставка процента не совпадает с рыночной,она или ниже или выше рыночной ставки процента.
К проблемам дисконтирования при оценке общественного проектаотносятся:
1. Несовершенство рынка капиталов.
2. Искажение уровня процента в результате действия налоговой системы.
3. Дифференциация ставок процента для потребителей и производителей.
4. Проблема оценки благосостояния разных поколений (межвременной выбор).
Примером того, насколько сложным является вопрос об общественной ставке процента, может служить дискуссия по поводу государственных расходов, направленных на смягчение так называемого парникового эффекта. По сути, это дискуссия о том, какую ставку процента использовать, если затраты осуществляет нынешнее работающее поколение людей, а выгоды будут получать другие поколения.
Государственные расходы по данному проекту могут принести результаты лет через сто, только тогда можно ожидать каких‑то изменений в процессе глобального потепления. Текущая стоимость 100 руб. в столетней перспективе при ставке процента 7 % составляет менее 10 коп. Но если использовать ставку процента, равную 1 %, текущая стоимость 100 руб. в столетней перспективе составит сегодня 30 руб. Стоит ли беспокоиться сегодня о каких‑то копейках в связи со смутными столетними прогнозами? И наоборот, стоит ли тратить сегодня приличные деньги опять же в связи со смутными столетними прогнозами?
Решение вопроса упирается, во‑первых, в принципы нравственности современного человечества, во‑вторых, в уровень научных представлений современных людей. С точки зрения нравственности, наверное, будущие поколения имеют такое же право на достойную жизнь, как и нынешнее поколение людей. Планета принадлежит им в той же мере, что и нам. Если мы не предпринимаем каких‑то действий сегодня в отношении выхлопов газов, загрязняющих атмосферу и ведущих к потеплению климата, то мы нарушаем это право. Вывод с точки зрения оценки эффективности затрат по данному проекту: необходимо использовать ставку дисконтирования на уровне 1 %, что приведет к высокому показателю эффективности.
Многие оспаривают такой подход к решению в отношении ставки дисконтирования и самого варианта действий. Они считают, что мы сегодня не представляем, что будет, но чувствуем какую‑то угрозу жизни будущих поколений. Лучше будет, если мы деньги положим на счет будущих поколений под рыночную ставку процента и будем инвестировать эти деньги с учетом рыночной ставки дисконтирования, т. е. превышающей общественную ставку дисконтирования. Они сами разберутся, что делать потом, по мере выявления конкретных аспектов проблемы.
В этом случае, возражают другие, может случиться так, что ущерб, нанесенный среде обитания человечества, может быть невосполнимым.
Таким образом, при оценке эффективности многих государственных проектов трудной является проблема теневой ставки дисконтирования, или, другими словами, общественной ставки дисконтирования.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий