logo
Экономика ос / Ваcильцова В

19.3. Налоговая реформа в действии

Доходы, которые заложены в бюджете‑2006, получены во многом благодаря проведенной в 2000–2005 гг. налоговой реформе, цели которой были следующими:

1) обеспечение сбалансированности бюджетной системы;

2) снижение налоговой нагрузки;

3) снижение долговой нагрузки;

4) концентрация на приоритетах;

5) рост налоговой дисциплины.

Основными напрвлениями налоговой реформы 2000–2005 гг. являются:

1. Отмена оборотных налогов и налога с продаж.

2. Введение плоской шкалы подоходного налога – 13 %.

3. Снижение НДС, налога на прибыль, ЕСН.

4. Упорядочение налогов на природные ресурсы, налога на добычу природных ископаемых.

5. Упрощение налогов на малый бизнес.

Суть реформы состоит в упрощении налоговой системы, повышении прозрачности налоговых процедур и, главное, сокращении совокупного налогового бремени для бизнеса при росте налоговой дисциплины.

При этом Правительству РФ постоянно приходится решать противоречивую задачу – необходимо снижать налоги, но нельзя сокращать доходы бюджетной системы, поскольку именно они являются экономической основой для предоставления населению общественных благ. Решается такая экономическая задача за счет расширения доходной базы в условиях экономического роста: при сокращении налоговых ставок доходы бюджета в абсолютных размерах растут.

В целях стимулирования предпринимательства происходит постепенное сокращение либо отмена целого ряда налогов. За прошедшее десятилетие снизились ставки важнейших налогов – налога на прибыль с 32 до 24 %; НДФЛ – вместо прогрессивной шкалы (от 12 до 35 %) введена единая ставка в 13 %; снижена основная ставка НДС с 28 до 20 %, а потом и до 18 %, а также ЕСН с 35,6 до 26 %.

Отменены «дорожные» налоги – на пользователей автомобильных дорог, на приобретение горючесмазочных материалов, а также налоги с продаж, на содержание объектов социально‑культурной сферы и многие другие. Существенно упрощены налоги на малый бизнес.

Отменен налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. При этом увеличен вдвое налог на игорный бизнес.

О снижении налоговой нагрузки на предпринимателей и граждансвидетельствует и снижение доли доходов бюджета по отношению к ВВП. До «перестройки» в федеральном бюджете консолидировалось около половины ВВП, как это сейчас происходит во Франции, Германии, а в Скандинавских странах еще больше – две трети валового продукта. В настоящее время доля консолидированного бюджета России – около трети ВВП (31 %), еще около 6 % аккумулируется во внебюджетных государственных страховых фондах, поэтому совокупная нагрузка на отечественного товаропроизводителя сократилась по сравнению с доперестроечным периодом и стала сопоставимой с налоговой нагрузкой в европейских странах.

В этих условиях наблюдается постоянный рост доходов федерального бюджета (в абсолютном выражении). Он происходит в основном за счет налогов на внешнеэкономическую деятельность (таможенные пошлины), налогов за пользование природными ресурсами и налога на прибыль предприятий и организаций. Изменения налогового законодательства на 2006 г. носят прогрессивный характер – часть из них способствует росту налоговой базы федерального бюджета, другая часть приводит к ее уменьшению, но направлена на стимулирование инвестиционной и инновационной активности предприятий и предпринимателей, третья – социально оправданна, например отмена налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, увеличение вдвое ставки налога на игорный бизнес.

В 2006–2008 гг. будет продолжено совершенствование налогового законодательства. С 2006 г. предусматривается упрощение процедуры возмещения НДС при капитальном строительстве, а с

2007 г. – при экспорте продукции. Расширяется перечень расходов, принимаемых к вычету при налогообложении прибыли.

С 2006 г. с 15 до 20 млн руб. повышен верхний предел дохода для организаций малого бизнеса, имеющих право на упрощенный режим налогообложения. Планируется ввести налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах. С 2007 г. дифференцированы ставки НДПИ в зависимости от условий добычи нефти, что повысит инвестиционную привлекательность нефтедобывающей промышленности.

Прямая экономия предприятий от введения этих мер в 2006–

2008 гг. оценивается в 0,25 % ВВП, что в условиях 2006 г. равнозначно 60 млрд руб.

В структуре доходов федерального бюджета в 2006 г. НДС и акцизы составили около 25 %, таможенные пошлины – 32,8, налоги и платежи за пользование природными ресурсами – 15,4, налог на прибыль – 7, а неналоговые доходы – менее 6 %.

Налоговые курьезы

Более 300 лет назад в России был введен знаменитый налог на бороду: Петр I повелел оценивать дворянские бороды в 60 руб., первостатейные купеческие – в 100 руб., рядовые торговые – в 60 руб. и холопьи – в 30 руб. Крестьянин у себя в деревне носил бороду даром, но при въезде в город, как и при выезде, платил за нее 1 коп.

«Банный налог».Еще одно изобретение Петра I – налог на бани. По указу 1704 г. думные люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по 3 руб., простые дворяне, купцы и всякие разночинцы – по 1 руб., крестьяне – по 15 коп. Или плати – или не мойся.

Римский император Веспасиан, который правил в 70‑х годах, ввел налог на туалеты.Именно с того времени существует выражение «Деньги не пахнут». Когда сын Веспасиана упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу деньги, поступившие по этому налогу. Для римлян этот налог стал обязательным – они не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку туда, как и в знаменитые термы, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.

В Вюртемберге в XVIII в. брали налог на воробьев.С хозяина каждого дома требовали уничтожить дюжину воробьев, за что он получал 6 крейцеров. Если же кто‑то был не в состоянии учинять насилие, с него брали налог в размере 12 крейцеров. Для того чтобы уклониться от уплаты этого налога, жители покупали нужное количество дохлых воробьев у подпольных торговцев, которые доставали их на городской свалке.

Налог на мирдо сих пор удерживают в Гвинейской Республике. Каждый год без войны там оценивают в 700 бельгийских франков.

Налог на бездетность– самый известный налог в СССР. Он был введен в 1941 г. с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям. Этот налог не имеет аналогов в истории и удерживался только в СССР и Монголии.

Налог на тень– он взимается в Венеции с 1993 г. Под налог попали навесы и зонтики, которые принадлежат магазинам и кафе, тень от которых падает на коммунальную собственность – землю. Кстати, еще в Византии платили «налог на воздух», размер которого зависел от размера здания.

Налог на секс– в Бельгии им облагаются владельцы витрин, в которых стоят проститутки, в квартале «красных фонарей». Налог приносит бюджету порядка 4 млн франков.

Гипсовый налогплатят в Австрии горнолыжники при каждом спуске с горы. Полученные средства передаются австрийским клиникам. Согласно статистике в австрийских Альпах ежегодно получают травмы около 150 тыс. лыжников и на их лечение тратится примерно 1 млрд шиллингов в год.