19.3. Налоговая реформа в действии
Доходы, которые заложены в бюджете‑2006, получены во многом благодаря проведенной в 2000–2005 гг. налоговой реформе, цели которой были следующими:
1) обеспечение сбалансированности бюджетной системы;
2) снижение налоговой нагрузки;
3) снижение долговой нагрузки;
4) концентрация на приоритетах;
5) рост налоговой дисциплины.
Основными напрвлениями налоговой реформы 2000–2005 гг. являются:
1. Отмена оборотных налогов и налога с продаж.
2. Введение плоской шкалы подоходного налога – 13 %.
3. Снижение НДС, налога на прибыль, ЕСН.
4. Упорядочение налогов на природные ресурсы, налога на добычу природных ископаемых.
5. Упрощение налогов на малый бизнес.
Суть реформы состоит в упрощении налоговой системы, повышении прозрачности налоговых процедур и, главное, сокращении совокупного налогового бремени для бизнеса при росте налоговой дисциплины.
При этом Правительству РФ постоянно приходится решать противоречивую задачу – необходимо снижать налоги, но нельзя сокращать доходы бюджетной системы, поскольку именно они являются экономической основой для предоставления населению общественных благ. Решается такая экономическая задача за счет расширения доходной базы в условиях экономического роста: при сокращении налоговых ставок доходы бюджета в абсолютных размерах растут.
В целях стимулирования предпринимательства происходит постепенное сокращение либо отмена целого ряда налогов. За прошедшее десятилетие снизились ставки важнейших налогов – налога на прибыль с 32 до 24 %; НДФЛ – вместо прогрессивной шкалы (от 12 до 35 %) введена единая ставка в 13 %; снижена основная ставка НДС с 28 до 20 %, а потом и до 18 %, а также ЕСН с 35,6 до 26 %.
Отменены «дорожные» налоги – на пользователей автомобильных дорог, на приобретение горючесмазочных материалов, а также налоги с продаж, на содержание объектов социально‑культурной сферы и многие другие. Существенно упрощены налоги на малый бизнес.
Отменен налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. При этом увеличен вдвое налог на игорный бизнес.
О снижении налоговой нагрузки на предпринимателей и граждансвидетельствует и снижение доли доходов бюджета по отношению к ВВП. До «перестройки» в федеральном бюджете консолидировалось около половины ВВП, как это сейчас происходит во Франции, Германии, а в Скандинавских странах еще больше – две трети валового продукта. В настоящее время доля консолидированного бюджета России – около трети ВВП (31 %), еще около 6 % аккумулируется во внебюджетных государственных страховых фондах, поэтому совокупная нагрузка на отечественного товаропроизводителя сократилась по сравнению с доперестроечным периодом и стала сопоставимой с налоговой нагрузкой в европейских странах.
В этих условиях наблюдается постоянный рост доходов федерального бюджета (в абсолютном выражении). Он происходит в основном за счет налогов на внешнеэкономическую деятельность (таможенные пошлины), налогов за пользование природными ресурсами и налога на прибыль предприятий и организаций. Изменения налогового законодательства на 2006 г. носят прогрессивный характер – часть из них способствует росту налоговой базы федерального бюджета, другая часть приводит к ее уменьшению, но направлена на стимулирование инвестиционной и инновационной активности предприятий и предпринимателей, третья – социально оправданна, например отмена налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, увеличение вдвое ставки налога на игорный бизнес.
В 2006–2008 гг. будет продолжено совершенствование налогового законодательства. С 2006 г. предусматривается упрощение процедуры возмещения НДС при капитальном строительстве, а с
2007 г. – при экспорте продукции. Расширяется перечень расходов, принимаемых к вычету при налогообложении прибыли.
С 2006 г. с 15 до 20 млн руб. повышен верхний предел дохода для организаций малого бизнеса, имеющих право на упрощенный режим налогообложения. Планируется ввести налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах. С 2007 г. дифференцированы ставки НДПИ в зависимости от условий добычи нефти, что повысит инвестиционную привлекательность нефтедобывающей промышленности.
Прямая экономия предприятий от введения этих мер в 2006–
2008 гг. оценивается в 0,25 % ВВП, что в условиях 2006 г. равнозначно 60 млрд руб.
В структуре доходов федерального бюджета в 2006 г. НДС и акцизы составили около 25 %, таможенные пошлины – 32,8, налоги и платежи за пользование природными ресурсами – 15,4, налог на прибыль – 7, а неналоговые доходы – менее 6 %.
Налоговые курьезы
Более 300 лет назад в России был введен знаменитый налог на бороду: Петр I повелел оценивать дворянские бороды в 60 руб., первостатейные купеческие – в 100 руб., рядовые торговые – в 60 руб. и холопьи – в 30 руб. Крестьянин у себя в деревне носил бороду даром, но при въезде в город, как и при выезде, платил за нее 1 коп.
«Банный налог».Еще одно изобретение Петра I – налог на бани. По указу 1704 г. думные люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по 3 руб., простые дворяне, купцы и всякие разночинцы – по 1 руб., крестьяне – по 15 коп. Или плати – или не мойся.
Римский император Веспасиан, который правил в 70‑х годах, ввел налог на туалеты.Именно с того времени существует выражение «Деньги не пахнут». Когда сын Веспасиана упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу деньги, поступившие по этому налогу. Для римлян этот налог стал обязательным – они не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку туда, как и в знаменитые термы, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.
В Вюртемберге в XVIII в. брали налог на воробьев.С хозяина каждого дома требовали уничтожить дюжину воробьев, за что он получал 6 крейцеров. Если же кто‑то был не в состоянии учинять насилие, с него брали налог в размере 12 крейцеров. Для того чтобы уклониться от уплаты этого налога, жители покупали нужное количество дохлых воробьев у подпольных торговцев, которые доставали их на городской свалке.
Налог на мирдо сих пор удерживают в Гвинейской Республике. Каждый год без войны там оценивают в 700 бельгийских франков.
Налог на бездетность– самый известный налог в СССР. Он был введен в 1941 г. с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям. Этот налог не имеет аналогов в истории и удерживался только в СССР и Монголии.
Налог на тень– он взимается в Венеции с 1993 г. Под налог попали навесы и зонтики, которые принадлежат магазинам и кафе, тень от которых падает на коммунальную собственность – землю. Кстати, еще в Византии платили «налог на воздух», размер которого зависел от размера здания.
Налог на секс– в Бельгии им облагаются владельцы витрин, в которых стоят проститутки, в квартале «красных фонарей». Налог приносит бюджету порядка 4 млн франков.
Гипсовый налогплатят в Австрии горнолыжники при каждом спуске с горы. Полученные средства передаются австрийским клиникам. Согласно статистике в австрийских Альпах ежегодно получают травмы около 150 тыс. лыжников и на их лечение тратится примерно 1 млрд шиллингов в год.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий