logo
Экономика ос / Ваcильцова В

15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды

Согласно Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах»48негосударственные пенсионные фонды(НПФ) – особая организационно‑правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.

Создан специализированный государственный орган по контролю и регулированию их деятельности, а также компаний по управлению активами НПФ: в 1998 г. принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов осуществляет специально образованная Инспекция НПФ при Министерстве труда и социального развития РФ. Постановлением Правительства РФ предприятиям разрешено включать отчисления в лицензированные НПФ в себестоимость продукции (до 1 % объема реализованной продукции)49.

Если в октябре 1992 г. насчитывалось около 10 НПФ, то в 1998 г. в России было зарегистрировано около 1 тыс. НПФ, 250 имели лицензию; к августу 1998 г. действовало 340 НПФ, но после кризиса их число сократилось до 271, а в 2005 г. составило около 300. Наиболее крупные – НПФ «Газфонд», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ‑гарант», «Электроэнергетика», «Уголь», «АвтоВАЗ». В них сосредоточены основные финансовые ресурсы негосударственного пенсионирования, это корпоративные фонды, созданные финансово‑промышленными группами и крупными предприятиями топливно‑энергетического комплекса. НПФ работают преимущественно со взносами юридических лиц (это корпоративные фонды), однако отмечается привлечение в фонды средств физических лиц, финансовый потенциал открытых пенсионных фондов для физических лиц очень высок.

Сопоставление возможностей привлечения финансовых ресурсов предприятий и населения между НПФ, страховыми компаниями в сфере личного страхования граждан, паевыми инвестиционными фондами и коммерческими банками убедительно показывает конкурентоспособность негосударственного страхования даже по сравнению с возможностями крупнейших коммерческих банков (накопленная в пенсионных фондах сумма резерва для обеспечения пенсионных выплат практически равнялась сумме вкладов граждан в 20 крупнейших коммерческих банках, чистые активы паевых инвестиционных фондов были существенно меньше).

Усиливается роль регионов в регулировании рынка негосударственного пенсионного обеспечения и его развитии – региональные нормативные акты приняты в республиках Карелия, Татарстан, Марий Эл, Волгоградской, Свердловской, Тульской, Рязанской, Иркутской областях, Красноярском и Приморском краях; утверждены решения о создании регулирующих органов в Москве, Удмуртии, Ханты‑Мансийском автономном округе и т. д.; действуют Красноярский, Таганрогский, Поволжский, Хакасский, Ставропольский, Тульский региональный и другие пенсионные фонды. Хорошо налажено взаимодействие НПФ с региональными администрациями в Санкт‑Петербурге, Бурятии, Якутии, Волгоградской области, на Чукотке.

Однако территориальное размещение НПФ весьма неравномерно. Фонды расположены в 50 субъектах РФ, вместе с тем более трети из них находится в Москве, а на шесть субъектов РФ (Москва, Санкт‑Петербург, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Пермская области) приходится свыше 60 % их общей численности.

Благотворительный фонд– весьма распространенная форма неправительственной некоммерческой организации, управляемой Советом попечителей или директоров, аккумулирующей денежные средства и программы предоставления ресурсов (например, в виде грантов) для выполнения образовательных, социальных, благотворительных, религиозных или других видов деятельности, направленных на развитие общества. Этот вид фондов имеет глубокие исторические корни, традиции, типичные для многих стран50.

В мире существует несколько типов частных благотворительных фондов: ассоциированные фонды, финансируемые из средств корпорации (Xerox Foundation, Hewlett Packard);фонды прямого действия, использующие свои ресурсы для финансирования собственных исследований или предоставления услуг (под конкретную программу); местные фонды, создаваемые жителями конкретного населенного пункта для удовлетворения местных потребностей, они ориентированы на поддержку местных организаций; независимые фонды, организуемые и финансируемые одним или несколькими частными лицами, семьей: Фонд Рокфеллеров, Фонд Сороса, Фонд Макартуров и т. д. Эти фонды, как правило, имеют приоритетные области финансирования.

В 1995 г. в России был принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», аналогичные законы были приняты в целом ряде регионов РФ. Российское законодательство предоставляет благотворительным организациям возможности поддержки – налогового и неналогового характера, их перечень существенно расширяют региональные нормативные акты.

В развивающихся странах получили распространение социально‑инвестиционные фонды.

Социальные инвестиционные фонды,известные также как социальные или социально‑экономические фонды развития, возникли с целью сглаживания социально‑экономических противоречий в странах «третьего мира» в конце 1980‑х годов. Одна из причин их создания – рост бедности в странах Африки и Латинской Америки, потребовавший активного внешнего вмешательства для того, чтобы предотвратить обнищание миллионов людей. Было необходимо не допустить деградации системы предоставления социальных услуг, предотвратить возрастающую пауперизацию сельского населения, дать людям возможность ощутить на себе положительные результаты проводимых в их странах реформ.

Другая причина – необходимость для государства осуществить ряд быстрых и наглядных акций, которые позволили бы ему уменьшить возрастающее недовольство населения и повысить привлекательность проводимых структурных преобразований.

И наконец – осознание того, что у самого государства недостает реального потенциала, необходимого для осуществления социально‑экономических проектов на местном уровне, работы напрямую с местными сообществами и частным сектором.

Механизм социальных инвестиционных фондов направлен на то, чтобы гибко и оперативно обеспечивать ресурсами организации на местном уровне – местные правительства, местные сообщества, некоммерческие организации. Эти фонды финансируют проекты, инициированные местным сообществом. Они оценивают эти проекты, осуществляют функцию их отбора, способствуют подбору подрядчиков, осуществляют контроль за исполнением и оценку их эффективности.

Первый социальный инвестиционный фонд было решено создать в Боливии в конце 1985 г. В Восточной Европе они стали появляться относительно недавно. Наиболее активно фонды работают в Румынии, Албании (в более чем 35 странах мира), а в настоящее время и в СНГ – в Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистане и Узбекистане51.

Анализ показывает, что общими направлениями деятельности для социальных инвестиционных фондов в различных странах являются борьба с безработицей, обеспечение социальными услугами и поддержание социально‑экономической инфраструктуры, малого и среднего бизнеса.

Финансирование программ строится на основе принципов смешанного финансового участия.Основными инвесторами, как правило, выступают крупные международные финансовые организации, такие, как Всемирный банк, Американское агентство по международному развитию, кредитные организации. В среднем международные финансовые организации обеспечивают финансирование от 40 до 100 % стоимости проекта.

Инструментарий, используемый социально‑инвестиционными фондами, весьма интересен. Здесь может достигаться сочетание интересов всех секторов гражданского общества (государство, бизнес, некоммерческий сектор), при этом не только на национальном уровне, но и, что гораздо важнее, на региональном и местном уровнях. Инструментарий социальных инвестиционных фондов не только использует материальные стимулы сообщества, но и развивает творческую инициативу и, что важно, коллективную ответственность местного сообщества за дальнейшее поддержание проекта. Именно поэтому такой механизм может быть использован для реализации социальных проектов в России на региональном и местном уровнях.

Одним из вариантов структуры, подобной социальным инвестиционным фондам, в России можно считать появившиеся ресурсные центры, призванные аккумулировать средства государственного заказа на социальные цели в регионе и организовывать их конкурсное распределение (по сути, покупку услуг) между местными некоммерческими организациями, способными его выполнить.