11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
Важнейшей характеристикой бюджета является его сбалансированность.
Сбалансированность бюджетаозначает, что совокупность всех запланированных расходов полностью покрывается собираемыми доходами.
Однако в силу многих причин (например, мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары, различий в демографическом, социально‑экономическом, природном потенциале регионов) добиться такого соответствия бывает довольно сложно. В бюджетной практике используются дефицит и профицит бюджета.
Дефицитбюджета означает превышение расходов над доходами, что требует его покрытия.
Если бюджет оказывается дефицитным в течение нескольких лет, государство должно привлекать внешние или внутренние источники его покрытия – кредиты и займы зарубежных стран, международных организаций, собственного населения и субъектов хозяйствования. Накопление таких долгов ведет к отвлечению получаемых бюджетных доходов на их выплату. Кроме того, растут проценты по кредитам и займам, а значит, необходимо расходовать все возрастающий объем бюджета на их обслуживание (выплату процентов). Отсутствие эффективной системы управления долгом может привести к дефолту – вынужденному отказу страны от выплаты своих долговых обязательств.
Для преодоления дефицита государство может пойти на сокращение бюджетных расходов. Этот путь выглядит самым простым, но для населения и экономики оказывается весьма болезненным. Решение вопроса о том, какие именно направления расходов следует сократить, в мировой практике нередко приводит к острым дискуссиям и политическим разногласиям, вплоть до отставок правительства.
Еще одним способом преодоления дефицита является выпуск (эмиссия) дополнительных денег. Однако такой способ крайне опасен: он временно снимает проблему, позволяя частично решить наиболее острые финансовые проблемы, однако стимулирует рост инфляции.
Наконец, государство может попытаться найти дополнительные источники бюджетных доходов. Либо это повышение налогов, что крайне болезненно и непопулярно и для населения, и для бизнес‑структур, либо это продажа государственных активов, в первую очередь – собственности.
Профицитбюджета – превышение доходов над расходами.
Профицит бюджета финансовая наука трактует как временный, полученный от случайных обстоятельств. Его необходимо использовать для удовлетворения чрезвычайных потребностей либо для формирования резервного фонда на непредвиденные случаи. Если же излишек носит постоянный характер, лучше всего снизить налоги, поскольку получение регулярных избытков противоречит сущности и целям финансового хозяйства.
Бюджетный профицит представляет собой превышение финансовых ресурсов государства над его расходами и так же не свободен от критики, как и дефицит. Профицит бюджета связан с мерами сдерживающейбюджетно‑налоговой политики, которая ограничивает циклические подъемы экономики путем сокращения бюджетных расходов, перераспределения их на выплату внешнего долга, увеличения налогов либо сочетания этих мер. Вкраткосрочной перспективетакая политика способствует снижениюинфляции,однако вдолгосрочной перспективе,особенно при минимизации бюджетных инвестиций и жесткой денежно‑кредитной политике, создает предпосылки для стагнации, спада в экономике.
Что касается России, показатели дефицита федерального бюджета в РФ по отношению к ВВП составляли от 10 % в 1994 г. до 5,3 % в 1998 г.
Начиная с 1999 г. федеральный бюджет становится профицитным. В 2005 г. профицит составил 7 % ВВП.
Вплоть до Дж. М. Кейнса финансовая наука считала непреложной аксиомой закон о равновесии бюджета, его бездефицитность. Достижение равновесия бюджета – крайне сложная финансово‑политическая задача, которая остается предметом острейших дискуссий до настоящего времени.
Ряд современных экономистов считают, что небольшой уровень бюджетного дефицита может быть даже полезен для экономики, поскольку в этих условиях правительство вынуждено работать с утроенной силой и делает все возможное и невозможное для роста экономики и решения социальных проблем. Многие государства, в том числе Россия, на протяжении своей истории так или иначе испытывали бюджетный дефицит. Например, в США со времен Великой депрессии 1929 г. было всего десятьгодовых бездефицитных бюджетов.
Однако управление дефицитом требует отлаженной и гибкой системы государственных финансов и управления государственным долгом. Кроме того, нередко ситуацию ухудшают изменившиеся внешнеэкономические факторы (цены на нефть, курсы мировых валют). Поэтому на практике борьба с бюджетным дефицитом оказывается зачастую более сложной и длительной, чем это может представляться вначале.
Большинство стран стремится к минимизации или отсутствию бюджетного дефицита. Это позволяет избегать продажи государственного имущества, отвлечения дополнительных средств на выплату государственного долга и создает предпосылки для увеличения расходов бюджета.
Во всех развитых странах в последние годы используется политика минимизации дефицитного финансирования. Для членов Евросоюза поддержание бюджетного дефицита на уровне не выше 3 % расходов бюджетов является обязательным условием, хотя в марте 2005 г. страны ЕС пересмотрели в сторону смягчения положения Пакта стабильности и роста от 1997 г., касающиеся ограничений на дефициты бюджетов13.
Что касается временных рамок, то, как любой план, бюджет должен составляться на определенный период. В большинстве стран таким периодом стал год, который получил название финансового.
Финансовый год– период времени между открытием и закрытием государственных счетов, государственного счетоводства.
В начале XX в. финансовый год совпадал с календарным во многих странах – Франции, Австро‑Венгрии, Бельгии, Голландии, Люксембурге, Швеции, России, Финляндии. «Отличие финансового года от календарного объясняется желанием приспособить начало бюджетного периода ко времени наибольшей платежеспособности тех групп населения, с которых собирается большая часть государственных поступлений»14. Именно поэтому некоторые страны стали переносить начало финансового года на первое апреля либо первое июля.
И в наше время различие финансового и календарного годов сохраняется. В США он начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября; в Швеции – с 1 июля до 30 июня; в Японии, Канаде – с 1 апреля до 30 марта. Старую традицию сохраняет Россия.
Вместе с тем в рамках годового периода не всегда возможно эффективное решение масштабных задач, стоящих перед любым государством. Именно поэтому в большинстве развитых стран используется бюджет среднесрочный – как правило, трехлетний план развития страны, в рамках которого ставятся и реализуются общенациональные приоритеты.
С 2006 г. в Российской Федерации принимается федеральный бюджет, являющийся частью перспективного финансового плана, сформированного на три года, как это принято в большинстве демократических государств. В советское время принимались пятилетние планы развития экономики в целом, бюджет в условиях жесткого планирования и закрепления цен играл второстепенную роль. В новых рыночных условиях именно бюджет становится ключевым инструментом государственного регулирования территориального и социально‑экономического развития страны, все более наполняясь адекватным рыночным отношениям содержанием: происходит переход от планирования по затратам к планированию по конкретным, измеримым результатам в среднесрочных рамках на основе программно‑целевого подхода, измерения и оценки результатов с учетом поставленных целей (бюджетирование, ориентированное на результат).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий