logo
Экономика ос / Ваcильцова В

22.1. Специфика российской модели

Специфика российской модели бюджетного федерализма определяется рядом обстоятельств. Во‑первых, это огромная исходная дифференциация регионов по основным политико‑административным, экономическим и социальным характеристикам и, во‑вторых, – ярко выраженная ориентация на фискальную модель бюджетного федерализма.

Косновным особенностямполитико‑административного характераотносятся:

1) излишне раздробленная численность (88) субъектов Российской Федерации105;

2) новообразование части субъектов РФ никак не связывалось с наличием финансовой самостоятельности, а продиктовано парадом национальных суверенитетов; в настоящее время почти треть субъектов РФ (32 из 88) существуют как национальные образования;

3) шесть разновидностей политического статуса субъектов РФ: 49 областей, 21 республика, 1 автономная область, 12 автономных округов, 6 краев и 2 мегаполиса106;

4) шесть разновидностей муниципальных образований (административные районы, города, в том числе республиканского, краевого, областного, окружного значения; городские районы и округа; поселки городского типа; сельские администрации; сельские населенные пункты) при конституционном закреплении их негосударственного статуса;

5) семь федеральных округов (Центральный, Северо‑Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный).

К числу особенностейсоциально‑экономического характерамодели российского бюджетно‑налогового федерализма относятся:

1) наличие нескольких групп экономических регионов, весьма отличающихся по уровню экономической самостоятельности (развитые, развитые выше среднего, средние, ниже среднего, слаборазвитые);

2) существенные различия субъектов РФ по ключевым социально‑демографическим характеристикам– численности и плотности населения, средней продолжительности жизни, природно‑климатическим условиям, национальным и историческим особенностям107.

Таким образом, в настоящее время в Российскую Федерацию входят 88 регионов – субъектов Федерации. Сегодня примерно 20 субъектов Федерации самодостаточны, однако большинство – свыше 60 субъектов Федерации – дотационны. Из‑за неравномерного размещения по территории страны производственного и ресурсного потенциала различия в бюджетной обеспеченности регионов России достигают 30 раз, а после межбюджетного выравнивания сокращаются до 3–3,5 раза (табл. 22.1). Одной из важнейших задач федеральных органов власти является выравнивание финансовых возможностей регионов и муниципалитетов, прежде всего – в сфере инфраструктуры, политики занятости, доходов, социального развития. Для этого дотационные субъекты Федерации получают финансовую помощь из федерального бюджета.

Таблица 22.1

Уровень бюджетной обеспеченности субъектов РФ к среднему по стране (%)