logo
Экономика ос / Ваcильцова В

21.3. Канадская модель бюджетного федерализма

Интересен опыт Канады, прошедшей исторический путь от фактически унитарного государства с сильными иерархическимиструктурами власти к федеративному с существенной независимостью двух составляющих государственной власти – федерального и провинциальных правительств.

В Канаде используется модель, сочетающая элементы двух предыдущих. В ней бюджетный федерализм понимается не только как фискальный, он акцентирует ориентиры бюджетной политики на территориальное развитие, самообеспечение территорий, их экономическую самодостаточность.

В основе канадской модели – налоговая система, характеризующаяся наличием параллельных и независимых друг от друга систем сбора налогов, одновременное использование двумя составляющими власти одной налоговой базы при конституционном разграничении предметов ведения и налоговых полномочий. Канадские специалисты считают, что четко фиксировать расходные полномочия в конституции не так уж важно, поскольку конституции крайне сложно поддаются изменениям104.

В данной модели делается ставка на переговорный процесс, добровольные соглашения на принципах взаимной выгоды. Основа соглашений – обоюдный интерес в реализации конкретных задач, программ. Любая сторона может выйти из соглашения, если оно перестает отвечать, например, интересам провинции. Федеральное правительство согласно Конституции обладает правом вето по любым вопросам, однако использовалось оно за всю историю только один раз – в 1943 г. В Канаде даже существует собственная формула консенсуса (законодательного механизма на принципах демократического централизма) – федеральное правительство плюс две трети провинций, представляющие 50 % населения страны.

Канадский опыт доказывает, что региональные правительства быстрее реагируют на стимулы, чем на директивы. Делается ставка на экономические стимулы (превалирует программно‑целевой подход в реализации бюджетных ориентиров), а не на административные инструменты (налоги). Ориентация на поиск побудительных мотивов для привлечения провинций к решению общенациональных задач позволила переосмыслить роль федерального правительства. Вместо обеспечения всего набора общественных услуг населению (эта тактическая, по сути, задача переложена на правительства провинций) федеральное правительство занимаетсястратегией национального развития – задает цели, создает стимулы для их достижения и отслеживает результаты.