logo
Экономика ос / Ваcильцова В

16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.

Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ привели к тому, что последнее десятилетие XX в. стало периодом катастрофической демодернизации России в начале перестроечного периода. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовыми были многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработной платы. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства. К 2000 г. ситуация в стране стала изменяться к лучшему.

Необходим был перелом и в сознании, и в реальной социально‑экономической политике55.

В нашей стране стратегические приоритеты бюджетной политики определяются в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию, конкретизируются в Бюджетном послании Президента РФ и отражаются соответствующими структурами Правительства РФ (Министерством финансов, Министерством экономического развития и торговли и др.) в проекте федерального бюджета на следующий год и среднесрочную перспективу. Так, в Бюджетном послании на 2005 г. такими приоритетами стали проведение социальных реформ, модернизация военной организации государства, развитие общественной инфраструктуры. Структурными реформами в государственном секторе были названы: реформа федеративных отношений и местного самоуправления; реформа бюджетного процесса; реформа социальной защиты населения; военная и административная реформы56.