Часть вторая
Финансы общественного сектора
Раздел IV
Теория общественных финансов в экономической мысли
Глава 10
Возникновение и развитие теорий государственных финансов
10.1. Введение в теорию финансов.
10.2. Меркантилизм о финансах.
10.3. Взгляды физиократов на финансы.
10.4. Идеи классиков политэкономии.
10.1. Введение в теорию финансов
В течение четырех послевоенных десятилетий мировая торговля товарами и услугами росла быстрее, чем их производство, а с 1985 г. темп роста мировой торговли превышает в 2 раза аналогичный показатель для общего объема продукции. Существенно изменилась и структура экспорта: в 2000 г. доля готовых изделий в мировом экспорте достигла 77,5 %, минерального сырья и материалов – всего лишь 12,5, сельхозпродукции – 10 %. Еще более интенсивным стал обмен транспортными, туристическими, консультационными и другими услугами. Если стоимость мирового экспорта с 1980 по 2000 г. выросла в 2,8 раза, то стоимость экспорта услуг – в 3,7 раза2. Материальное производство в целом все более уступает приоритет производству новых знаний, инновационных технологий, обмену ими. Для последних практически не существует границ, таможенного и валютного контроля в условиях доступа каждого к глобальным информационным сетям3.
В послевоенный период в результате проведения целеустремленной политики правительств и законодательством развитых стран постепенно была создана автономная система финансового рынка,которая неразрывно связывает страны мира с помощью электронной сети глобальных интернет‑систем банков, страховых компаний и инвестиционных фондов.
Свобода перемещения денег и капиталов позволила финансовому рынку занять лидирующее положение среди всех других рынков. С 1985 по 2000 г. объем сделок с иностранной валютой и международными ценными бумагами вырос более чем в 10 раз. Уже в середине ХХ в. масштабы мирового финансового рынка превысили объем валового мирового продукта.Это свидетельствует о том, что национальные воспроизводственные процессы больше чем наполовину опосредствуются иностранными капиталами. Вместе с тем мировой финансовый рынок из вспомогательного средства, облегчающего торговые операции и инвестирование в реальный сектор, превратился в самодовлеющую систему, оторванную от реального сектора и функционирующую по собственным правилам. Эта система вызывает весьма опасные последствия для многих стран, когда крупные финансовые спекулянты, играя на понижение курсов валют или ценных бумаг, получают миллиардные барыши «из воздуха», провоцируя финансовые кризисы и другие глобальные потрясения.
С одной стороны, потоки иностранного капитала приносят существенную экономическую выгоду всем участникам. Иностранные инвесторы диверсифицируют свои риски за пределами отечественного рынка и получают доступ к возможностям получения прибыли во всем мире. Страны, принимающие потоки капитала, получают разнообразную выгоду. В первую очередь приток капитала поднимает уровень инвестиций. Когда речь идет о прямых иностранных инвестициях, приток капитала часто сопровождается передачей опыта управления, программ подготовки кадров и налаживанием важных связей с поставщиками и международными рынками.
С другой стороны, потоки международного капитала, особенно потоки краткосрочных инвестиций, подвергают развивающиеся страны определенным опасностям. В их число входят резкие изменения настроений инвесторов и спекулятивные всплески, которые могут подорвать валютный режим, подвергнуть опасности банки и крупные компании и разрушить экономику страны. По данным МВФ, с середины 1970‑х годов в мире произошло свыше 160 валютных и более 60 банковских кризисов, практически ежегодно 7–8 финансовых потрясений, у большинства стран мира растут долги, их не имеют лишь 10 % государств4.
Профессор Колумбийского университета Э. Селигман писал в 1908 г.: «Главная задача экономики – объяснить нам то, что есть. Если все общество, однако, результат эволюции, то мы можем понять то, что есть, только зная, что было. Исследование социальных тенденций вводит вопрос о том, что должно быть»5.
Объяснение всем этим экономическим и политическим процессам может дать лишь экономическая теория, неотъемлемой составной частью которой является теория финансов.
Финансы– это система денежных отношений между субъектами, их представляющими (государство, фирмы, некоммерческие организации, домашние хозяйства), в рамках формальных и неформальных институтов, действующих в обществе для перераспределения создаваемого совокупного общественного продукта.
Термин «финансы»берет свое начало от латинского«finis»,т. е. конец. В средневековой латыни оно употреблялось для обозначения срока уплаты, а затем для обозначения документов, доказывающих погашение долга, при окончании сделки.
Впоследствии при осуществлении всякого принудительного платежа использовался этот термин. Отсюда финансы – принудительный платеж публично‑правовой организации (государству).
В Германии XVI–XVII вв. выражение «финансы» употреблялось для обозначения хитрости, лукавства, обмана, вымогательства, поскольку взыскание платежей сопровождалось, как правило, притеснениями, иногда – насилием.
На стадии разложения первобытно‑общинного строя возникла надстройка (вождь, князь с дружиной), прототип государственных органов, которые содержались за счет принудительных нерегулярных поборовсо всех граждан. Формами государственных доходов являлисьнатуральные подати и трудовые повинности.
Во времена Античности при значительной финансовой деятельности государства финансовой науки не было, хотя у Ксенофонта, Аристотеляможно найти рассуждения о государственных доходах.
Ксенофонт относил к ним:
1) сдачу в аренду государственного имущества;
2) невольников;
3) таможенные пошлины;
4) налоги.
Он предлагал государству расширять собственную хозяйственную деятельность – покупать невольников для сдачи их внаем владельцам Лаврионских серебряных рудников, строить гостиницы, склады, магазины для сдачи внаем и даже для этих целей предлагал осуществить заем.
На стадии разложения рабовладельческой формации появились денежные налоги в форме откупа и таможенных сборов.
Откуп – доля дохода в денежной форме.
Таможенная пошлина (сбор) – государственный денежный сбор с ввозимых и вывозимых товаров.
Финансы существовали не всегда.К причинам, которые породили финансовые отношения, исследователи относят:
• возникновение государства;
• развитие товарно‑денежных отношений;
• появление налогов в денежной форме.
Во Франции, а с конца XVII в. и в других странах под финансами стали понимать всю совокупность государственного хозяйства, доходы, расходы и долги государства. Но только с переходом к капитализму произошло отделение доходов и расходов главы государства от государственных доходов и расходов, которые стали объектом контроля и ограничений со стороны представительных органов власти.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий