logo
Экономика ос / Ваcильцова В

11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны

Бюджет – это фонд, через который государство собирает налоговые и другие доходы для выполнения государственных функций. Тем самым бюджет является механизмом перераспределенияресурсов в стране, определяя во многом отраслевые и межотраслевые пропорции, уровень доходов населения, размеры региональной асимметрии и т. д. Чем больше бюджет, тем большая часть созданных в экономике доходов перераспределяется государством в соответствии с выбранными приоритетами. Наоборот, чем меньше доля бюджета в ВВП, тем большая часть общественных благ производится не только государством, но и рынком, некоммерческим сектором.

Например, предоставление общественных услуг в образовании, здравоохранении может осуществляться как государством через бюджетную систему, так и рынком, некоммерческими организациями в рамках негосударственных образовательных и здравоохранительных структур. Расходы на образование могут осуществляться как государством, так и населением, получающим это образование. Строительство дорог в сельской местности может финансироваться как государством, так и сельской общиной или же с помощью бизнес‑структур в агропромышленном секторе. Благосостояние граждан и частных компаний, с одной стороны, уменьшается при уплате налогов, а с другой стороны, увеличивается за счет использования общедоступной инфраструктуры, социальных и других благ коллективного пользования.

Вопрос об оптимальной роли государственных расходов в экономике не имеет однозначного ответа. Каждая страна отвечает на него по‑своему, в соответствии с собственной моделью развития. Как в экономической теории, так и на практике существуют различные модели, обосновывающие роль государства и масштабы государственного сектора в экономике.

Сторонники либерального подходавыступают за снижение роли государственного регулирования и государственных расходов, в то время как«государственники»,или неокейнсианцы, последователи экономики общественного сектора, считают необходимым выполнение государством многих социальных функций и, соответственно, обеспечение высокой доли бюджетной системы по отношению к ВВП. Дискуссии об оптимальных размерах государственного бюджета ведутся во всех странах, обостряясь в периоды предвыборных кампаний.

Искусство управления государственными финансами как раз и состоит в том, чтобы обеспечить разумный компромисс: бюджет должен быть таким, чтобы обеспечивать низкую налоговую нагрузку на экономику, и в то же время достаточным для реализации не только минимальных, средних, но и наиболее сложных функций государства в рыночной экономике.

Можно предположить, что в стабильно развивающейся рыночной системе компромисс обеспечивается, когда доля бюджетной системы во всей экономической деятельности в стране (по отношению к производимому ВВП) остается постоянной, т. е. размер бюджета растет приблизительно теми же либо более высокими темпами, что и вся экономика в целом. Поиском данного компромисса (либо оптимума) и занимается теория эффективного государства – экономика общественного сектора.