9.6. Распределение выгод от общественного проекта
Оценка затрат и выгод от общественного проекта предполагает также оценку влияния общественного проекта на распределение выгод от его реализации. Дело в том, что выгоды от государственных расходов распределяются неравномерно. В частности, выгоды от строительства плотины, которая регулирует количество воды в водоеме (а вода водоема используется для обеспечения жителей определенного города), распределяются главным образом среди населения города. Выгоды от финансирования системы повышения квалификации в рамках служб занятости распределяются главным образом среди безработных, зарегистрированных в управлениях занятости.
Оценка распределительного эффекта общественного проекта предполагает определение важнейших аспектов перераспределения.Это, во‑первых, перераспределение доходов среди вовлеченных в проект групп населения, определение групп, получающих выгоды, и групп, несущих потери (межгрупповое перераспределение). И во‑вторых, это перераспределение выгод между регионами, включенными в данный проект, определение регионов, выигрывающих в большей или меньшей степени от реализации конкретного проекта (межрегиональное перераспределение).
При этом используются два основных метода оценки влияния проекта расходов на распределение:
1) метод распределительных весов;
2) метод оценки изменений общего неравенства.
Первый метод используется, главным образом, при анализе влияния местных проектов или проектов, охватывающих ограниченное число групп населения или ограниченное число регионов. Второй метод применяется при оценке распределения выгод в общенациональных проектах, например проекте изменений системы социальных льгот, проекте изменений подоходного налога.
В методе распределительных весов исходят, во‑первых, из того, что распределение доходов в рыночной экономике изначально является неравномерным; во‑вторых, из того, что предельная полезность дополнительного дохода для бедного человека превышает предельную полезность дополнительного дохода для богатого человека. Второе допущение опирается на закон убывающей предельной полезности и функцию полезности, сформулированную на основе этого закона. Графически это допущение изображено на рис. 9.4.
Кроме того, этот метод предполагает необходимость определения весов влияния проекта на распределение выгод от проекта между различными группами населения с разным уровнем доходов. Распределительные веса еще называют социальными весами влияния проекта на распределение выгод от проекта. Это условные расчетные единицы, характеризующие эластичность предельной полезности по доходу для каждой группы, вовлеченной в проект.
Рис. 9.4.Функция полезности и предельная полезность
Распределительные веса– это веса влияния проекта государственных расходов на распределение выгод проекта между группами населения, они представляют собой условные расчетные единицы, характеризующие эластичность предельной полезности по доходу для каждой группы.
Эластичность предельной полезности по доходупредставляет собой коэффициент, показывающий степень увеличения предельной полезности у группы людей при увеличении их дохода на 1 %.
Обычно единичная эластичностьотносится к медианному доходу, т. е. предполагается, что выгода от проекта для группы с медианным доходом увеличивается на 1 %, если медианный доход увеличивается на 1 %. Группа с половиной медианного дохода получает распределительный вес влияния проекта, равный 2 единицам. Группа с доходом, в 2 раза превышающим медианный доход, получает распределительный вес влияния проекта, равный 0,5, и т. д. Другими словами, предполагается, что предельная полезность дополнительной единицы дохода у группы с доходом, в 2 раза превышающим медианный доход, меньше в 2 раза по сравнению с медианной группой. И наоборот, предельная полезность дополнительной единицы дохода у группы с доходом в 2 раза ниже медианного дохода больше в 2 раза по сравнению с медианной группой.
После определения распределительных весов необходимо выгоду или потери от проекта для каждой группы умножить на эти социальные веса. Получаются взвешенные социальные выгоды или потери по группам. Суммируя эти выгоды и потери, можно получить чистую взвешенную социальную выгоду от проекта. При сравнении вариантов проекта выбирают проект с наибольшей чистой взвешенной выгодой. Такой подход позволяет оценить влияние проекта на распределение выгод между различными группами населения.
Таким образом, особенности метода распределительных весовзаключаются в следующем:
1) определить выгоды и потери по каждой группе в абсолютном измерении;
2) рассчитать распределительные веса по каждой группе;
3) определить взвешенные выгоды и потери;
4) рассчитать чистую взвешенную выгоду;
5) выбрать вариант с наибольшей чистой взвешенной выгодой.
Второй метод оценки влияния проекта расходов на распределение – это метод оценки изменений общего неравенства.Он применяется при оценке распределения выгод в общенациональных проектах, например проекте изменений системы социальных льгот, проекте изменений подоходного налога. Это проекты, которые обладают значительным распределительным эффектом.
Сравниваются показатели неравенства в распределении доходов до и после реализации крупного проекта государственных расходов. При этом используются различные показатели неравенства в распределении доходов, в частности:
1. Индекс бедности (poverty index).
2. «Разрыв бедности» (poverty gap).
3. Распределение Лоренца.
4. Коэффициент Джини.
5. Показатель Далтона – Аткинсона.
Индекс бедности– это доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
«Разрыв бедности»– абсолютная величина национального дохода, необходимого для того, чтобы доходы всего бедного населения поднялись до уровня прожиточного минимума.
Распределение Лоренца– кривая, которая показывает накопленную долю дохода, полученного группой населения, представленной как процент от всего населения.
Коэффициент Джини– площадь между кривой Лоренца и диагональю равномерного распределения доходов, умноженная на 2; уровень коэффициента колеблется от нуля до единицы.
В случае с показателем Далтона – Аткинсона предполагается, что равномерное распределение дохода может быть изображено в виде кривой нормального распределения. Фактическое распределение показывает асимметричная кривая распределения. Предполагается также, что общество предпочитает равномерное распределение доходов. Сколько средств данное общество согласилось бы отдать, чтобы сдвинуть кривую фактического распределения в сторону равномерного распределения, т. е. сместить кривую асимметричного распределения в положение кривой нормального распределения? Ответ на этот вопрос и дает показатель Далтона – Аткинсона.
Показатель Далтона – Аткинсона– это доля национального дохода, от которого общество предпочло бы отказаться для того, чтобы в обществе возникло равномерное распределение дохода.
Очевидно, разные люди по‑разному относятся к этой идее. Но в целом эта доля зависит от той функции благосостояния, которую предпочитает общество. В случае с роулсианской функцией благосостояния эта доля должна быть выше, чем в случае с утилитаристской функцией благосостояния. По некоторым оценкам, эта доля могла бы колебаться от 1/4до1/3общего дохода в зависимости от уровня экономического развития страны. Предполагается, что в развитых странах в целом этот показатель выше. Изменения показателя Далтона – Аткинсона могут быть использованы в качестве показателя влияния проекта общественных расходов на распределение в обществе.
Оцениваемый проект государственных расходов оказывает положительное влияние на распределение доходов в обществе, если:
• индекс бедности уменьшается;
• «разрыв бедности» снижается;
• новое распределение Лоренца оказывается внутри прежнего распределения;
• коэффициент Джини, который теоретически лежит между нулем и единицей, снижается;
• показатель Далтона – Аткинсона увеличивается.
- Программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
- Санкт-Петербург
- Экономическая теория общественного сектора
- 1.2. Сущность государства в экономической теории
- 1.3. Экономическая роль государства
- 1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития
- 1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 2 Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость
- 2.1. Эффективность рынка
- 2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния
- 2.3. Справедливость и эффективность
- 2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности
- 2.5. Функции общественного благосостояния
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 3 Общественные блага
- 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
- 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
- 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
- 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 4 Внешние эффекты
- 4.1. Понятие внешнего эффекта
- 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
- 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
- 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 5 Асимметричная информация
- 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
- 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
- 5.3. Проблема принципал – агент
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу I
- Раздел II
- Общественный выбор
- Глава 6
- Общественный выбор
- 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
- Парадокс голосования
- 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
- 6.3. Теорема медианного избирателя
- 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
- 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 7 Институциональные изъяны государства
- 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
- 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
- 7.3. Бюрократическая монополия
- 7.4. Погоня за рентой
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу II
- Раздел III
- Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
- Глава 8
- Производство в государственном секторе экономики
- 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
- 8.2. Масштабы государственного производства
- 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
- 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
- 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
- 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
- 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
- 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
- 9.4. Теневые и рыночные цены
- 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
- 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
- 9.7. Эффективность издержек
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу III
- Часть вторая
- 10.2. Меркантилизм о финансах
- 10.3. Взгляды физиократов на финансы
- 10.4. Идеи классиков политэкономии
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 11 Теории бюджета
- 11.1. Бюджет как историческая категория
- 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
- 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
- 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
- 11.5. История бюджета в России
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
- 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
- Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
- 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
- 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
- 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IV
- Раздел V
- 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
- 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 14 Бюджетная система России
- 14.1. Бюджетное устройство
- 14.2. Бюджетный процесс и его участники
- 14.3. Бюджетная классификация
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
- 15.1. Классификация фондов
- 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
- 15.3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования
- 15.4. Бюджетные фонды
- 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
- 15.6. Экономические внебюджетные фонды
- 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу V
- Раздел VI
- 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
- Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
- 16.3. Государственный долг
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
- 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
- 17.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования социальной сферы в Российской Федерации
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VI
- Раздел VII
- 18.2. Распределение налогового бремени
- 18.3. Предложение труда и налогообложение
- 18.4. Оптимальное налогообложение
- 18.5. Как избежать налогов
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
- 19.1. Типы налоговых систем
- 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
- 19.3. Налоговая реформа в действии
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VII
- Раздел VIII
- 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
- 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
- 21.1. Модель фискального федерализма
- 21.2. Модель конкурентного федерализма
- 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
- Вопросы для повторения и задания
- Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
- 22.1. Специфика российской модели
- 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
- 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу VIII
- Раздел IX
- 23.2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора
- 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
- 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
- Вопросы для повторения и задания
- Дополнительная литература к разделу IX
- Глоссарий