logo
Экономика ос / Ваcильцова В

15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование

Одним из наиболее радикальных изменений в сфере государственных финансов последних десятилетий стало выделение из состава государственного бюджета Пенсионного фонда и образование вне рамок бюджетной системы других социально‑страховых фондов, аккумулирующих половину финансовых ресурсов для реализации социальных функций государства.

Выделение этих фондов за рамки бюджетной системы, придание им статуса внебюджетных носят не случайный характер, демонстрируя реальное проникновение рыночных отношений во все сферы жизни общества, в том числе в социально‑трудовую сферу. Оно стало типичным для всех восточно‑европейских стран, осуществляющих бюджетные реформы рыночного характера в последнее десятилетие ХХ в. Отделение от бюджета Пенсионного и других социально‑страховых фондов стало обязательным элементом бюджетных реформ в этих странах.

Экономическое содержание отделения системы государственных внебюджетных социально‑страховых фондов от бюджетной системы РФ при сохранении их в единой системе государственных финансов определяется следующими факторами.

1. Необходимостью преодоления провалов рынкав системе общественных отношений, переходящей от всеобщего административного регулирования к преобладанию рыночных отношений.

2. Созданием системы социальной защиты населения,адекватной рыночным отношениям, являющейся важнейшей составляющей воспроизводства общественных благ.

Система социальной защитытрадиционно включает набор государственных гарантий и льгот, социальную помощь и социальное страхование.

В новых рыночных условиях система социальной защиты предполагает преимущественное развитие социального страхования, обязательного государственного, добровольного индивидуального и корпоративного страхования, представляющих смешанную финансовую ответственность наемного работника, предпринимателя и государства, а не только одного государства по рискам утраты работоспособности из‑за объективных социальных рисков.

Социальное страхованиев организационно‑финансовом плане представляет собой систему компенсаций рисков (преимущественно в материальной форме) частичной или полной потери трудоспособности, а следовательно – дохода по объективным социальным причинам.

К объективным социальным рискам традиционно относятся: старость, безработица, профессиональное и общее заболевание, инвалидность, беременность и роды.

Финансовое обеспечение системы социального страхования производится на принципах, отличных от социальной помощи, и осуществляется на основе совместного финансового участия трех заинтересованных сторон – работодателей, работников и государства. В российском варианте это происходит при преобладающей доле работодателей (80 % доходов государственных внебюджетных социально‑страховых фондов), в европейских системах – при практически паритетной доле работодателей и работников и при покрытии дефицита ресурсов государством.

Идея разделения бремени рисков, сопровождающих трудовую деятельность, между наемным работником и работодателем зародилась в конце XIX в. и принадлежит канцлеру Германии Бисмарку.

Отто фон Бисмарк в 1862 г. стал премьер‑министром Пруссии, самой крупной из земель Германии, затем канцлером Германии и в течение 20 лет играл главную роль в политической и экономической жизни страны. Под его руководством путем «революции сверху» было осуществлено объединение Германии, ему удалось превратить страну в мощную индустриальную державу.

«Железный канцлер» вошел в историю еще и тем, что решительно боролся против социал‑демократии, считая это движение «общественно опасным, враждебным государству», проведя в 1878 г. «Закон о социалистах», запрещающий собрания, распространение социал‑демократической литературы и обязывающий преследовать их лидеров. Для того чтобы привлечь симпатии рабочего класса, в 1881–1889 гг. он проводит ряд так называемых социальных законов – о страховании рабочих на случай болезни и увечья, пенсиях по старости и инвалидности, создав уникальный прецедент для всей Европы. Социальная политика впервые вводится в ранг официальной доктрины Германии, в дальнейшем получает закрепление в Веймарской конституции 1919 г.

Для разделения социальной ответственности, по закону, стали создаваться специальные фонды, в которые собирались на паритетных началах средства работника и его работодателя, чтобы возмещать ущерб при наступлении страхового случая. При Бисмарке была создана система страхования несчастных случаев на производстве, пенсионное страхование путем создания специальных касс, в которые работник и его хозяин вносили средства на случай травмы либо смерти работника на производстве, наступления преклонного возраста. Позже к страхованию рисков утраты трудоспособности по профессиональной болезни и возраступрисоединились другие виды страхования –медицинское, страхование безработицы.

Существенное изменение в систему социального страхования в целом внес английский премьер‑министр У. Беверидж. В 1942 г. он обосновал необходимость участия в страховании социальных рисков не только работодателей, наемных работников, но и государства.С тех пор практически все страны строят свои страховые системы, исходя из распределения ответственности за социальные риски между государством, работодателем и наемным работником.

Страхование перечисленных социальных рисков в отличие от страхования коммерческих рисков является в большинстве стран обязательным,жестко контролируется государством, хотя и предполагает наличиедобровольногострахования, которое имеет дополнительный характер.

В странах рыночной экономики возникает смешанная финансовая ответственность: во все социально‑страховые фонды деньги поступают из трех источников: от государства, от работодателей и от самого работника.

В России до настоящего времени в системах обязательного социального страхования участвуют, как правило, две стороны – работодатель, выплачивающий единый социальный налог во внебюджетные социально‑страховые фонды, и государство, покрывающее дефициты бюджетов этих фондов, а также финансирующее страховое обеспечение ряда категорий (например, военнослужащих и т. д.).

Во всем мире широко используется двойственность экономической природы социально‑страховых фондов – их социальная функция как инструментов обеспечения социальных гарантий населению и экономическая функция как наиболее привлекательных долгосрочных инвесторов. В самом социальном страховании, его финансовых механизмах существенно усиливается роль рыночных инструментов, главным образом накопительного страхования, причем не только в добровольном страховании, но и в рамках обязательного страхования (пенсионного, медицинского).

В силу важности выполняемой миссии за крупнейшими из них, действующими в рамках обязательного социального страхования, закрепляется статус государственных социально‑страховых фондов, и они действуют за рамками бюджетной системы России.

Внебюджетные социально‑страховые фонды– институты, создаваемые для реализации важнейшей общественной задачи – защиты населения от социальных рисков.

Цель данных фондов – реализация важнейших социальных гарантий: государственное пенсионное обеспечение, оказание бесплатной медицинской помощи, выплаты во время отпуска по беременности и родам, а также защита от социальных рисков, которые неизбежно сопровождают трудовую деятельность, – поддержка в сфере занятости, в случае потери трудоспособности и т. д.

Государственные социально‑страховые фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) – это самые крупные из внебюджетных фондов федерального значения. В 2005 г. в них аккумулировалось более 5 % ВВП.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово‑кредитными учреждениями, однако их самостоятельность ограничена государством – оно определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структуры и уровня денежных выплат, обеспечивает контроль за деятельностью фондов.

Средства фондов формируются преимущественно за счет страховых платежей предприятий всех форм собственности, привязанных к одной из самых надежных баз – фонду оплаты труда, а также поступлений из бюджетной системы в оговоренных законом случаях, прочих доходов (например, от размещения временно свободных средств на финансовом рынке, штрафов, пеней и др.). Основной источник – единый социальный налог, который составляет 26 % от фонда зарплаты на предприятиях всех форм собственности и выплачивается работодателем. Контроль за деятельностью государственных социально‑страховых фондов ввиду важности выполняемой ими роли ведется и исполнительной, и законодательной властью.

Пенсионный фонд Российской Федерации(ПФР) – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения, крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Перечисление страховых взносов в ПФР является обязательным, причем платежи должны производиться ежемесячно. В 2005 г. в связи со снижением единого социального налога бюджет ПФР был дефицитным, он покрывается государством из средств Стабилизационного фонда. В декабре 2005 г. Государственная Дума приняла бюджет ПФР на 2006 г. Он утвержден по доходам в сумме 1 трлн 57 млрд руб., по расходам – 1 трлн 49 млрд руб. Таким образом, его профицит составит 77 млрд руб. Бюджет предусматривает увеличение среднегодовой трудовой пенсии до 2 тыс. 623, 5 руб., т. е. на 7,2 %.

Пенсия– это гарантированная денежная ежемесячная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца. Она включает три составляющие: базовую, страховую и накопительную.

Пенсия может выплачиваться в рамках обязательного пенсионного страхованияпод контролем государства, но дополнятьсядобровольным (негосударственным) пенсионным страхованием– по желанию граждан и предприятий через систему негосударственных пенсионных фондов.

Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий – по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца; пенсий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионерам, материальной помощи престарелым и инвалидам и другие выплаты. За счет средств ПФР финансируются и различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Основным содержательным компонентом новой пенсионной системы стал переход на накопительную систему,при которой часть пенсионного взноса направляется на индивидуальный накопительный счет работника. Оставшаяся часть страховых взносов направляется враспределительную пенсионную системуфонда для выплаты базовых и трудовых пенсий. Работники определяются с выбором государственного или негосударственного пенсионного фонда в части накопительной составляющей. В настоящее время большинство работников выбрали государственную компанию для инвестирования своих средств на накопительном счете.

Наряду с государственным ПФР в рамках проводимой пенсионной реформы активно развиваются негосударственные пенсионные фонды(НПФ) – особая организационно‑правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников. Имеющих лицензии НПФ в настоящее время более 300.

Фонд социального страхованияявляется вторым по объему средств государственным внебюджетным фондом. Средства этого фонда идут на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (доля вышеперечисленных расходов составляет около 70 %), на финансирование санаторно‑курортного обслуживания, на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Фонд обязательного медицинского страхования,третий по размерам фонд, существует для социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для Российской Федерации.

Фонд обязательного медицинского страхования имеет двухуровневую систему, включающую федеральный и территориальные фонды. Эти фонды формируются за счет уплаты единого социального налога предприятиями и организациями, бюджетных ассигнований, кредитов банков и иных кредиторов, а также штрафов и пеней.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, на подготовку и переподготовку специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально‑технического обеспечения здравоохранения.

В системе обязательного медицинского страхования существуют медицинские страховые компании. Всем гражданам по месту жительства или работы компания выдает страховой полис, по которому гражданин получает бесплатно гарантированный объем медицинских услуг. В этот объем входят гарантированный государством объем бесплатной медицинской помощи в виде профилактической, лечебно‑диагностической, реабилитационной, протезно‑ортопедической и зубопротезной помощи, предоставляемой в рамках Программы государственных гарантий медицинской помощи.

Внебюджетные фонды субъектов РФ и местных органов самоуправлениясуществуют, как правило, либо в виде субсчетов, подконтрольных территориальным органам власти и управления, либо в виде фондов – юридических лиц, аккумулирующих поступления неналогового характера (добровольные взносы, сборы за пользование и др.).

Основное отличие данных фондов от других заключается в том, что в них не должны перечисляться бюджетные средства. Контроль за целевым использованием средств фондов возложен на представительную власть регионов; формы контроля – отчетность, лицензирование и т. д. Эти фонды подразделялись, в свою очередь, на инвестиционные (жилищно‑инвестиционные), отраслевые (поддержки промышленности, жилищного хозяйства, пожарной безопасности, фонды научно‑исследовательских и конструкторских разработок), социальные (социальной поддержки населения, беженцев и переселенцев), экологические и др.