logo
Экономика ос / Ваcильцова В

5.1. Сущность и формы асимметричной информации

В микроэкономической теории предполагалось, что потребители и производители имеют полную информацию обо всем, что определяет их выбор. То есть информация распределена между участниками рынка симметрично. В действительности же, как правило, информация распределена асимметрично, т. е. имеет место асимметричная информация.

Асимметричная информация – это неполная, неравномерно распределенная, некачественная информация.

Асимметричная информация возникает тогда, когда индивидуум или организация знает что‑то, чего не знают другие индивидуумы и организации. Можно сказать, что некоторые участники рыночных отношений знают больше других.

Функционирование рынка во многом зависит от того, насколько участники рынка владеют информацией о потребительских свойствах товаров, о возможностях той или иной технологии, о тенденциях изменения конъюнктуры. Неполнота информации, ее неравномерное распределение между покупателями и продавцами ведут к тому, что они могут принимать неверные решения, неэффективно использовать ресурсы. При совершении сделки один из ее участников находится в более выгодном положении.

Реально действующий рынок характеризуется асимметричной информацией. Например, продавцы товара знают о его качестве больше, чем покупатели. Наемные работники компании знают о своих навыках и способностях больше, чем работодатели. Менеджеры компании знают об издержках фирмы, ее конкурентном положении больше, чем собственники компании.

Классический пример асимметричной информации дает сфера здравоохранения. Пациент не в состоянии самостоятельно выбрать лучший метод лечения, выбрать нужное лекарство, так как не владеет профессиональной информацией. Если бы медицинская помощь предоставлялась только на частной основе, то врачи, стремясь получить больший доход, предпочитали бы наиболее дорогие и не всегда высококачественные методы лечения и лекарства. В этих условиях государство организует общественную систему здравоохранения, принимает законы о защите прав потребителя.

В условиях асимметричной информации, существующей на рынке, возникает диктат производителя. Это приводит к тому, что поставку услуг берет на себя государство. Предполагается, что государственный сектор в условиях политической демократии подвержен контролю со стороны общества.

Можно выделить следующие направления государственного регулирования в рамках проблемы асимметричной информации:

• законодательство о защите прав потребителя;

• закон о рекламе;

• законодательство об охране труда;

• страховое законодательство;

• законодательство о санитарии и гигиене в производстве продуктов питания;

• закон о страховании банковских депозитов;

• регулирование общественного здравоохранения;

• регулирование общественного образования;

• законы о мошенничестве;

• акционерное законодательство.

Асимметричная информация как форма рыночного сбоя значительно отличается от рассмотренных выше форм, от общественных благ и внешних эффектов. Данный недостаток рынка с полным основанием можно было бы назвать институциональным (институциональным сбоем), так как асимметричная информация воздействует не только на функционирование рынка, но и на действия государства и других нерыночных институтов. При этом в отличие от общественных благ и внешних эффектов не всегда ясно, какие преимущества имеет государственное вмешательство по сравнению с действием рынка, где есть асимметричная информация.

В целом различают несколько форм асимметричной информации.Так, асимметричную информацию как недостаточную информацию можно рассматривать с позиций покупателя или продавца. В этом смысле выделяются:

• недостаточная информация о продавцах;

• недостаточная информация о покупателях.

Кроме того, асимметричная информация выступает либо в форме скрытых (скрываемых) действий, либо в форме скрытых (скрываемых) знаний. С этой точки зрения различная асимметричная информация приобретает следующие формы:

• моральный риск;

• неблагоприятный отбор.

Моральный риск (moral hazard) – это форма асимметричной информации, имеющей место тогда, когда одна из сторон рыночной сделки скрывает информацию о своих действиях.

Одна из договаривающихся сторон изменяет свое поведение после подписания контракта и тем самым наносит ущерб другой стороне. Примером асимметричной информации в форме морального риска является рынок страхования от разводов. В этом случае в соответствии со страховым полисом разведенным супругам выплачивается определенная сумма. Страховым компаниям невыгодно продавать такие полисы. Дело в том, что, купив полис, некоторые люди изменяют свое поведение, и это ведет к большим расходам для страхователя. В результате цена полиса повышается, мало кто покупает такого рода страховки, рынок оказывается несостоятельным.

Неблагоприятный отбор (adverse selection) – это форма асимметричной информации, имеющей место тогда, когда одна из сторон рыночной сделки скрывает какие‑то знания, какие‑то характеристики сделки и тем самым наносит ущерб другой стороне.

Примером асимметричной информации в форме неблагоприятного отбора является рассматриваемый ниже рынок подержанных автомобилей и рынок медицинского страхования пожилых людей.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4