logo search
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

20. Доходы населения: понятие, классификация, распределение, дифференциация, государственное регулирование

В условиях рынка фактором рыночного хозяйства соответствуют определенные виды дохода:

факторы

Доходы

1. земля

1. рента

2. труд

2. заработная плата

3. капитал

3. процент

4. предпринимательская инициатива

4. прибыль

Рыночная система влечет за собой значительное неравенство распределения доходов между различными слоями населения, с целью смягчения этого неравенства государство проводит социальную политику. Главным содержанием этой политики является перераспределение дохода между различными отдельными категориями населения.

Доходы – сумма денежных средств и материальных благ, полученная или произведенная домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, в виде пенсий, стипендий, пособий, в виде доходов от собственности в форме процентов, в виде дивидендов, ренты, виде доходов от оказанных на сторону различных услуг, в виде страховых возмещений, ссуд. Натуральные доходы включают, прежде всего, продукты, произведенные домашним хозяйством, для собственного потребления.

Классификация доходов:

Заработная плата - это цена трудовых услуг, предоставляемых наемным работникам разных профессий. Номинальная заработная плата – это сумма денег, получаемая работником за определенный промежуток времени (месяц, неделя).

Распределение доходов. Функциональное распределение доходов происходит между владельцами фактора производства, но в реальной жизни многие из факторов жизни переплетаются. Например: наемники получают заработную плату и могут получать часть прибыли предприятия, т.е. часть доходов от предпринимательской деятельности может так же происходить перераспределение. Например, при социальных трансфертах.

Главными составляющими денежных доходов составляют: 1) заработная плата труда; 2) доходы от предпринимательской деятельности и собственности; 3) социальные трансферты.

При переходе к рынку в РФ произошли значительные изменения в структуре денежных доходов и стали активно развиваться новые формы доходов в виде процентов, дивидендов, ренты, поступление от продаж ценных бумаг. Соотношение в денежных доходах доля заработной платы и социальных трансфертов имеют важную роль, поскольку при преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается инициатива, предприимчивость, а при повышении роли социальных трансфертов нередко учитывается психология иждивенчества.

Дифференциация доходов. Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отличается в традиционной системе, т.е. там, где правила монархия (рабовладение). Этот разрыв был больше чем в эпоху свободной конкуренции, при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов заметно уменьшились. При переходе от административно-командной к рыночной системе дифференциация доходов резко возросла. Но по мере вовлечения в рыночные отношения все более широких слоев, неравенство сокращается.

Государственное регулирование доходов. Государственная политика в области доходов направлена на решение двух основных задач. Это оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализация инфляционного обесценивания доходов и сбережения населения. Государственная политика доходов состоит в перераспределении этих доходов через государственный бюджет путем налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Все развитые страны мира имеют систему социальной поддержки, которая строится именно на этих основаниях.

В рамках регулирования используются специальные трансферты, представляющие собой денежные и натуральные выплаты, но связанные с участием этих получателей в хозяйственной деятельности. В настоящее время и в прошлом целью этих выплат является гумманизация общественных отношений, предотвращение роста преступности, поддержка внутреннего спроса.

Государство через систему перераспределения создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы и способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на перераспределение доходов измеряется объемом и динамикой расходов на социальные цели, за счет федерального, регионального и местного бюджета, а также размером налогообложения доходов. Наращивание социальных расходов превращает их в существенный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. При этом увеличивается размер налога, а это крайне отрицательно сказывается на стимулах к предпринимательству.

Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменения оказывает существенное влияние на совокупный спрос и на издержки производства. В рыночных условиях методы осуществления доходов могут быть различны, но предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, но не исключаются также административные методы государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями фирмы. Например: в ряде стран западной Европы существуют так называемые допустимые пределы повышения заработной платы, которые зафиксированы в общенациональных программах социального партнерства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума именно исходя из минимума размеров оплаты труда. Ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров начиная с уровня отдельной фирмы и кончая отраслью в целом. В РФ минимум МРОТ действует с 1991 г. периодически пересматривается. Он практически утратил связь с прожиточным минимумом. В настоящее время активизировались действия по восстановлению такой связи. Особое значение имеют проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяются индексация, т.е. устанавливаемые государством механизм повышения денежных доходов населению, который позволяет полностью или частично возместить удорожание потребительских товаров или услуг.

В РФ индексация денежных доходов законодательно установлено с 1991 г. и распространяется на заработную плату работникам бюджетной сферы, на пенсии, стипендии и пособия. Индексация может происходить и на общегосударственном уровне и на уровне отдельных фирм через коллективный договор. У индексации есть существенный недостаток, поскольку она отрицательно сказывается на проведение антиинфляционных мер и на стремление к более напряженному труду.

21.Финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения государством своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью общей экономической политики государства.(Экономическая политика представляет собой систему мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта и импорта экономического продукта в стране. Она включает структурную, финансовую, ценовую, инвестиционную, внешнеэкономическую, социальную политику, а также политику в области труда и занятости населения). Главной целью государственной финансовой политики является создание условий для эффективного функционирования финансовой системы, являющейся основой социально-экономического развития страны, повышения уровня и качества жизни населения.

Для осуществления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты (налоги, кредит, банковский процент, инвестиции, ценовые пределы, дотации, субсидии, субвенции, ценные бумаги, денежные обязательства, валюта, опционы и т.д.) а также финансовые институты (органы управления финансами), наделенные законодательными и исполнительными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков в стране.

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития. Основная цель этой политики – обеспечить стабильность денежно-кредитного обращения. Денежно-кредитная политика проводится главным образом Центральным банком, который с помощью определённых методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке. Центральный банк использует инструменты прямого воздействия – операции с государственными ценными бумагами и косвенного воздействия – изменение учётной ставки и нормы обязательных резервов. Эти инструменты влияют на резервы коммерческих банков и, следовательно, на величину устанавливаемых ими процентов и на предложение денег.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Бюджетная политика РФ основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в формировании структуры доходной и расходной частей бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.

Несколько принципов построение налоговой системы:

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан РФ, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную; миграционную; финансовую помощь социальным группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и т.д.)и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таможенная политика (регулирование) осуществляется посредством взимания государством денежных сборов через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы государства. Таможенная политика РФ в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение таможенных пошлин и платежей.

В финансовой науке выделяются, как правило, четыре типа финансовой политики: классическая, планово-директивная, регулирующая и неоконсервативная.

Зарождение классического типа финансовой политики относится к периоду первоначального накопления капитала, когда сформировалась система взглядов классической школы экономической мысли.(А.Смит) Основными характеристиками данного типа финансовой политики являются свобода от государственного вмешательства и свобода конкуренции. Этот тип финансовой политики использовался в индустриально-развитых странах примерно с конца восемнадцатого до первой трети двадцатого века, т.е. до появления теории Кейнса, отразившей качественные изменения в развитии капиталистических отношений.

Планово-директивный тип финансовой политики соответствует системе государственного устройства, характеризующейся замкнутостью экономики, наличием жесткого планово-распределительного управления хозяйственной жизнью. Характерными чертами этого типа финансовой политики являются жёсткая централизация финансовых ресурсов и перераспределение их через государственный бюджет в пропорциях, определённых директивами высшего уровня власти. Данная политика ориентируется на внутренние финансовые ресурсы государства практически без его участия в международных финансовых отношениях. Этот тип финансовой политики был характерен для СССР и других стран социалистической ориентации.

Регулирующий тип финансовой политики вытекает из экономической теории Дж.М.Кейнса, обосновавшего необходимость государственного регулирования и вмешательства государства в циклическое развитие рыночной экономики в целях предотвращения кризисов. (сформировалась в период «Великой депрессии» 1929-1933 г.г.).Характерная черта данного типа финансовой политики – государственное вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью таких финансово-кредитных механизмов как увеличение расходов государства, инфляционная и циклическая налоговая политика, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты, регулирование процентных ставок и занятости.

Неоконсерватизм представлен сформировавшимися в 70-х – 80-х г.г. прошлого века теориями предложения и монетаризма (изложены в работах И.Фишера, К.Викслера, Ф. фон Хайека, М.Фридмена) и концентрируется на вопросах оптимизации рыночной экономики с помощью антиинфляционной политики и внедрения достижений НТП.

Неоконсервативный тип финансовой политики отличает поиск эффективного соотношения государственного регулирования с механизмами рыночного саморегулирования. В первую очередь изучаются причины возникновения экономических проблем, а после этого определяются возможности устранения этих причин. Этот тип финансово-экономической политики использовался всеми развитыми странами в последней трети двадцатого века.