logo
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

24. Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы

http://e-college.ru/xbooks/xbook076/book/index/index.html?part-005*page.htm

Контроль - это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим (в том числе, правовым) решениям, а также выявления результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины, оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов во всех субъектах хозяйствования и управления. Финансовый контроль- важнейшая функция управления финансами, призван обеспечивать реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль сопровождает весь процесс движения денежных фондов.

Объект- вся система денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП, формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования.

Предмет- различные финансовые показатели, включая доходы и расходы бюджетов разных уровней, финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования, страхового и фондового рынков, налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, доходы и расходы домашних хозяйств, и др.

Две основные модели финансового контроля. В англосаксонской модели финансовые органы осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчёт. Однако вопрос о санкциях к нарушителям является прерогативой административных и судебных органов власти. Во французской модели отдельные контрольные органы помимо непосредственно контрольных функций наделяются некоторыми административно-судебными полномочиями: в части определения виновности лиц в финансовых нарушениях, требования возмещения ущерба и т.д. В России, по аналогии с французской моделью, контрольные органы Минфина РФ, Счётная палата РФ, налоговые и таможенные органы имеют определённые полномочия по применению санкций в отношении лиц, нарушающих финансовое законодательство и финансовую дисциплину, а также наносящих прямой ущерб государству.

В России требовния: независимость, объективность, компетентность и гласность контрольных органов.

Задачи: содействовать обеспечению сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечивать соблюдение действующего финансового законодательства, своевременность и полноту выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств; выявлять резервы роста доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий; обеспечивать правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности и др.

Финансовый контроль со стороны государства за организациями негосударственной сферы экономики касается лишь их выполнения денежных обязательств перед государством (налогов и других обязательных платежей), соблюдения законности и целесообразности при расходовании бюджетных средств и кредитов, выполнения установленных государственными органами правил организации денежных расчётов, ведения бухгалтерского учёта и отчётности.

Классификация форм контроля

Признак

Вид контроля

1.Регламента

1.1 Обязательный

 

Осуществляет гос. органы: контроль за исполнением бюджетов, налоговый контроль, контроль по решению правохран. органов, обязат. аудит годовой фин. отчетности

 

1.2 Инициативный

 

Осуществляет до совершения фин. операций: на стадии рассмотрения и принятия бюджетов, смет доходов бюдж. организаций. Предусматривает оценку обоснованности показателей фин. планов

 

1.3 Текущий

 

Осуществляется в ходе исполненя бюджетов.

 

Направлен на соблюдение фин. дисциплины и проводит анализ фин. деятельности.

 

1.4 Последующий

 

Осуществляется в ходе рассмотрения и исполнения бюджетов, подведения итогов фин.-хоз. деятельности субъектов: оценка результатов, полученных при выполнении планов и выработка стратегии и тактики на предстоящий период.

2. Субъекта

2.1 Общегосударственный (Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Счетной палатой РФ, Центральным Банком РФ и др.)

 

-обеспечивает интересы государства и общества по поступлению доходов, обоснованности, законности, целевому и эффективному использованию государственных средств и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности;

 

2.2 Ведомственный

 

проводят контрольно-ревизионные управления министерств, агентств и служб. Он охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций

 

2.3 Внутрихозяйственный

 

проводят финансово-экономические службы хозяйствующих субъектов. Он направлен на непрерывное наблюдение за их финансово-экономической деятельностью (состоянием финансового планирования, денежного хозяйства, уплаты налогов и т.д.)

 

2.4 Общественный

 

- выполняется неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами на добровольной основе. С развитием общественных отношений этот вид контроля приобретает всё более важное значение

 

2.5 Правовой

 

проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т. д

 

2.6 Гражданский

 

осуществляется физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, прибыли от предпринимательской деятельности, дивидендов, % и т.д

 

2.7 Контроль финансово-кредитных органов

 

состоит в оценке этими органами кредитоспособности своих заёмщиков, а также в проверке правильности и достоверности данных их финансовой отчетности

 

2.8 Независимый (аудиторский)

 

проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими проведение аудиторских проверок

 

2.9 Фин. Мониторинг

 

осуществляется Федеральной службой по финансовому мониторингу, находящейся в ведении Министерства финансов РФ и уполномоченной принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма

По методам (способам, приемам) проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, мониторинг и ревизии.

Проверки проводятся органами государственного финансового контроля по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе бухгалтерских документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины, намечаются меры по их устранению. Проверки подразделяются на выездные и камеральные.

Выездную проверку проводят непосредственно на предприятии в присутствии их должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы: регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативная отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и другая документация.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе выше перечисленных документов, предоставляемых ему предприятиями, и материалов о проверяемых юридических и физических лицах, имеющихся у субъекта контроля.

Обследование заключается в изучении отдельных сторон деятельности предприятий и организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. В ходе обследования могут проводиться контрольные обмеры расхода материалов, топлива, энергии, выполненных работ и т.д.

Надзор осуществляют контролирующие органы за экономическими субъектами, получившими лицензию на определённый вид финансовой деятельности (банковской, страховой и т.д.). Он предполагает проверку их финансовых операций на предмет соответствия нормам и требованиям, предъявляемым действующим законодательством. Выявление нарушений влечёт за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ предполагает детальное изучение финансовой отчётности хозяйствующих субъектов с целью оценки результатов их финансово-хозяйственной деятельности, эффективности использования ресурсов.

Мониторинг – это постоянное наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов за использованием ими своих финансовых ресурсов. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия заёмщика, может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятий.

Ревизия: цель – выявление обоснованности, целесообразности, эффективности, недостатков и нарушений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта, установление достоверности данных его бухгалтерского учёта и отчётности. Различаются комплексные (охватывает все стороны деятельности), тематические (по опр. вопросу), сплошные (проверяется все), выборочные и комбинированные (сплошная + выборочная) ревизии.

По результатам ревизии составляется акт, содержащий выводы, которые являются основанием для принятия мер по устранению нарушений, возмещению нанесённого ущерба.

Государственный финансовый контроль- проводится органами законодательной (Федер. Собрание РФ- это Гос. Дума и Совет Федерации, подотчётным им, является Счётная палата РФ. Она контролирует деятельность субъектов всех уровней управления, ведомственной и общественной принадлежности. При неоднократных нарушениях она может принять решение (по согласованию с Госдумой) о приостановлении всех видов расчётных операций организации-нарушителя, но она не наделена правами применения к нарушителям мер административного воздействия) и исполнительной власти всех уровней.(гл. орган контроля-Министерство финансов РФ, которое осуществляет контроль за формированием и исполнением федерального бюджета, и расходованием государственных средств. Его функции выполняет Фед. Служба финансово-бюджетного надзора

Главная задача службы – контроль обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств, государственной собственности, предоставляемых государством налоговых и бюджетных льгот, за своевременностью возврата и целевым использованием бюджетных ссуд. В число основных функций ФСФБН входят (последующий финансовый контроль):

В ведении Минфина РФ действует также система Федерального казначейства, осуществляющего контроль(предварительный) за соблюдением законодательства в части кассового исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Государственный финансовый контроль также осуществляют:

Государственный финансовый контроль осуществляют в сфере своей деятельности также Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, органы валютного и экспортного регулирования и другие.