logo
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития

Понятие «инновация» или нововведение введено в научный оборот Й.Шумпетером (1883-1950 гг.). Он рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов. На основе теории длинных волн Кондратьева он выявил новую возможность вывода производственной системы из кризиса, которая связана не с ростом масштабов деятельности, не с сокращением издержек, не с ростом цен, а с изменением в хозяйственном процессе, полученном за счёт создания и внедрения инновации. С помощью нововведений предприятия могут использовать новые конкурентные приёмы, отличающиеся от прежних ценовых форм конкуренции.

В Шумпетер выделяет 5 случаев нововведений:

  1. введение нового вида продукции (потребительская новизна); либо введение продукта, неизвестного потребителям; либо принципиально нового продукта, у которого не было аналогов прежде;

  2. внедрение нового метода производства;

  3. открытие нового рынка, на котором данная отрасль хозяйства прежде не была представлена;

  4. открытие нового источника сырья;

  5. внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли хозяйства.

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Существуют несколько понятий, касающиеся инноваций:

  1. Базисные инновации – это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль. Они создаются, как правило, на основе нового научного открытия и влекут за собой разработку пакета модифицирующих нововведений

  2. Модифицирующие инновации – это существенные изменения базисных нововведений (переход от катушечного к кассетному магнитофону). Модифицирующие инновации направлены на улучшение характеристик базисных инноваций, носящих пионерский характер, но при этом не меняющие принципов, которые лежат в основе базисных инноваций.

  3. Псевдоинновации – незначительные изменения базисных нововведений. Например, использование чайников с двумя носиками, утюгов с разбрызгивателями.

Реактивная инновация обеспечивает выживание предприятия, т.е. это нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурентов. Оно способствует сохранению рыночной позиции фирмы, но не создает дополнительных конкурентных преимуществ.

Стратегическая инновация – это нововведение, при внедрении которого фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Фирма-инноватор, использующая эту стратегию, опережает своих конкурентов. Это позволяет ей временно монополизировать рынок до того момента, как ближайшие конкуренты выведут на рынок реактивные инновации.

Стратегия инновационной деятельности фирмы, как элемент антикризисного управления. Зависимость между затратами на производство какого-либо продукта и результатами от его реализации отображается S-образной кривой, или логистической кривой.

Стратегия инновационной деятельности, как части антикризисного управления, заключается в том, что фирма не должна дожидаться, когда дополнительные затраты на данный проект/продукт А перестанут давать приращения результата, а должна заранее разрабатывать новый проект Б, чтобы сменить устаревшую продукцию А новой продукцией Б. Это означает применения фирмой атакующей тактики в противовес оборонительной тактике.

Затраты на инновационную деятельность по проекту Б будут большими, чем на проект А, но и результаты проекта Б будут лучшими, более высокими. За проектом Б должен следовать проект В и т.д.

Показатели инновационной деятельности:

Виды инновационных стратегий

На макроэкономическом уровне к основным видам инновационных стратегий относятся:

Финансовые аспекты развития инноваций хорошо прослеживаются при рассмотрении жизненного цикла инноваций (см. рисунок)

Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

-зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;

-рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);

-зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);

-насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);

-упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии

Конкуренция (от лат. concurrentia - сталкиваться) - борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции.

Функции конкуренции:

Типы конкурентного поведения:

Методы конкурентной борьбы:

Совершенная конкуренция: продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы.

Несовершенная конкуренция - тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной (рыночной) властью — возможностью, увеличивая или сокращая объемы продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли.

Типы несовершенной конкуренции:

1.чистая монополия (один продавец противостоит множеству покупателей)

Предпосылками возникновения чистой монополии являются:

2.Олигополия (. несколько продавцов противостоят множеству покупателей).

Особенность: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

3. Монополистическая конкуренция (множество фирм выпускают однотипный, но дифференцированный продукт конкурируют между собой. Применяются неценовые методы конкуренции - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.

4.монопсония — рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены;

5.монополия, использующая ценовую дискриминацию (изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага, дифференциация цен по группам потребителей, территориям, времени и т.п.);

6.двусторонняя монополия — рыночная ситуация, при которой монополист-продавец противостоит монополисту-покупателю;

7.дуополия — рыночная ситуация, при которой в отрасли функционируют лишь две монополии и др.

В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий.

Монополия (от греч. моно — один, полео — продаю) — в широком смысле слова — господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.

Виды монополии:

Искуственная- возникает в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия разоряются, уходят с рынка, сбыт продукции происходит с крупных предприятий, которые объединяются в результате жесткого, разрушительного характера конкуренции;

Естественная - возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;

Временная - возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение;

Государственная- базирующаяся на исключительном праве государства;

Случайная- результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается.

Характерные черты основных моделей рынка несовершенной конкуренции

Характерная черта

Чистая монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Число фирм

Одна

Несколько

Много

Тип продукта

Уникальный, близких заменителей нет

Стандартизованный или дифференцированный

Дифференцированный

Контроль над ценами

Полный

Ограниченный взаимозависимостью

Незначительный

Условия вступления в отрасль

Вступление блокировано

Существенные препятствия

Сравнительно легкие

Типичные отрасли

Местные предприятия коммунального хозяйства

Металлургия, автомобиле и станкостроение, электроника

Пищевая, легкая промышлен-ности, розничная торговля

Экономический вред монополизации рынков заключается в том, что фирмы, доминирующие на рынке могут:

Монополизация рынков приводит к чистым потерям общества (выигрыш от монополизации рынков меньше потерь, которые несут потребители, приобретая товар по цене выше равновесной).

Антимонопольная деятельность государства: