42. Государственный долг: содержание и основные формы
В результате заемной деятельности образуется государственный долг – долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.
Общегосударственный долг – более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. Обеспечение государственного долга России служит все имущество, составляющие государственную казну. Общегосударственный долг состоит из задолженностей прошлых лет и вновь возникшей задолженности. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.
Внутренние и внешние займы. В зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.
Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте.
Существуют три основных формы покрытия внутреннего гос. долга:
добровольный (рыночный) кредит – понимается размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат:
гос. краткосрочные обязательства (ГКО);
облигации федерального займа (ОФЗ);
облигации сберегательного займа (ОСЗ).
под вынужденным кредитом понимается рыночное оформление фактического государственного долга. Так появляется:
облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ);
казначейские обязательства (КО).
административный – это кредит Центрального банка России Министерству финансов РФ.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Заемные средства РФ мобилизуются в основном двумя путями:
размещение долговых ценных бумаг;
получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.
Ценными бумагами, используемыми в первом случае, являются еврооблигации (от 5 до 15 лет) и облигации валютного займа (ОГВВЗ).
Долг, оформленный прямыми кредитными соглашениями между РФ и зарубежными кредиторами м.б. представлен 4 группами обязательств:
долг перед странами – членами Парижского клуба;
долг перед странами - не членами Парижского клуба;
долг по импорту бывших советских внешнеторговых организаций;
долги перед международными валютно-финансовыми орг-ми (МБРР, ЕБРР).
Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.
43. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ – гос. фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами гос. власти РФ и предназначенные для финансирования расходов в интересах граждан на соц. обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности; в случае рождения детей, безработицы; охрану здоровья и получение мед. помощи. Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования фин. ресурсов страны для финансирования конкретных соц. и экон. потребностей общегосударственного либо регионального значения. Различаются по правовому положению (государственные и местные) и целям создания. В зависимости от целевой направленности расходования средств подразделяются на: фонды социального назначения и экономические фонды. Крупнейший Пенсионный фонд РФ - его бюджет около 50% федерального бюджета, образован в 1990 г. в целях гос. управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Задачи фонда: выплаты гос. пенсий в виде трудовых, военных и соц. пособий, а также пенсий по инвалидности; пособий по уходу за ребенком, за выслугу лет; организация и ведение индивидуального учета застрахованных лиц. Фонд социального страхования ФСС (специализированное финансово-кредитное учреждение при правительстве РФ) - предназначен для управления средствами гос. страхования. Исполнительные органы фонда: региональные отделения, центральные отраслевые отделения, филиалы отделений. Задачи ФСС: обеспечение гаран-х гос-м пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, соц. пособия на погребение, участие в разработке и реализации гос. программ охраны здоровья работников. Федеральные Фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС) (самост. гос. некомер. фин-кред. учреждение) - созданы для реализации гос. политики в области ОМС. Цель мед. страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение мед. помощи за счет накопленных средств, а также в финансировании профилактических мероприятий. 2 вида: обязательное и добровольное. ФУНКЦИИ: выравнивание условий деят-ти территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ ОМС; финансирование целевых программ в рамках ОМС; организация подготовки специалистов для системы ОМС. Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти. ФУНКЦИИ: финансирование ОМС, проводимого страховыми мед. орг-ми, имеющими соответствующие лицензии; выравнивание фин. ресурсов городов и районов, направленное на проведение ОМС; предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщиками; создание фин. резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС; экономические внебюджетным фонды РФ: ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития. Ведомственные создаются на федеральном уровне для финансирования конкретных программ развития отдельных отраслей, проведения НИОКР, социального и материально-технического обеспечения отдельных ведомств. Региональные хар-ся разнообразием форм формирования, исполнения и контроля за исполнением средств этих фондов. Порядок форми-я и исполь-я средств внебюджетных фондов соц. назначения. Источником доходов является Единый социальный налог (введен с 2001 г.) Ставки ЕСН дифференцированы: для налогоплательщиков – работодателей, производящих выплаты наемным работникам, 26% , в том числе, в ПФ - 20%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС – 1,1% и территориальные фонды ОМС – 2,0%. ЕСН - регрессивный характер установления ставки налога для всех категорий налогоплательщиков. Источники формирования средств ПФ: страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога; ассигнования из фед. бюджета; средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением долгосрочных пенсий безработным; средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований; беспроцентные ссуды, займы и кредиты; добровольные взносы юридических и физических лиц. Средства ПФ направляются на: выплату гос. пенсий; пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет; оказание органами соц. защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам. Источники формирования средств ФСС: страховые взносы работодателей в виде отчислений от ЕСН; доходы от капиталов временно свободных средств; добровольные взносы граждан и юр. лиц; поступления от реализации путевок, оплачиваемых за счет средств Фонда. Средства ФСС направляются на: выплаты пособий: по временной нетрудоспособности работника; на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, оплату проезда к месту лечения и отдыха; на погребение; семьям, имеющим детей, а именно: пособия по беременности и родам; единовременные пособия при рождении ребенка; ежемесячные пособия на ребенка по достижении им 16 лет. Значительные средства расходуются на: частичное содержание санаторных и оздоровительных центров, в том числе для детей и юношества; проведение НИР по вопросам соц. страхования и охраны труда; обеспечение текущей деятельности ФСС. Источники формирования средств ФФОМС: страховые взносы работодателей в виде отчислений от ЕСН; взносы территориальных фондов ОМС на реализацию совместных программ; доходы от исп-я временно свободных фин. средств федерального фонда; добровольные взносы и иных поступления, не запрещенные законодательством РФ. Осн. функция ФФОМС - выравнивание условий деяте-ти территориальных фондов по финансированию программ ОМС путем предоставления им субвенций. Источники доходов Территориальных фондов ОМ: страховые взносы работодателей в виде отчислений от ЕСН, страховые платежи на неработающее население из бюджетов субъектов РФ, доходы от использования временно свободных фин. средств фонда; финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и др. лиц в виде штрафных санкций.
- 1. Экономика: понятие, возникновение, экономические аксиомы и противоречия
- 2. Развитие финансовой науки: зарубежный и отечественный опыт
- 4. Основные школы экономической мысли: сущность и условия формирования
- 5. Категория собственности: экономическое содержание, формы собственности и хозяйствования
- 6.Сущность и система экономических законов
- 7. Сущность и взаимосвязь экономических категорий: потребности, интересы, мотивы, стимулы.
- 8. Рынок: сущность, субъекты, виды, функции, модели рыночной экономики
- 9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии
- 10. Натуральное и товарное хозяйство: сущность, различия. Понятие и свойства товара. Виды товарного производства
- 11. Законы спроса и предложения. Равновесная цена
- 12 Деньги: происхождение, сущность, функции. Закон денежного обращения
- 13. Сущность, формы и оценка капитала
- 14. Экономические системы: традиционная, административно-командная, чистый и современный капитализм, модели в рамках систем, роль государства.
- 15. Основные макроэкономические показатели и индикаторы
- 17. Экономические кризисы и циклическое развитие экономики
- 18. Труд: рынок труда, безработица, производительность и оплата труда
- 19. Финансы: экономическая категория, функции, финансовая система.
- 20. Доходы населения: понятие, классификация, распределение, дифференциация, государственное регулирование
- 22. Сущность и органы управления финансами
- 23. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне государства и хозяйствующих субъектов
- 24. Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы
- 25. Финансовый рынок: структура, участники, инструменты
- 26. Финансовая среда предпринимательства, финансовое посредничество и финансовые посредники
- 27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии
- 28. Таможенное регулирование в России
- 29. Налоги: сущность, функции, классификация, принципы построения налоговой системы.
- 30. Налоговая политика
- 31. Сущность, функции, принципы и особенности функционирования финансов в коммерческих организациях
- 32. Сущность и особенности функционирования финансов в некоммерческих организациях
- 33. Страхование: сущность, виды, финансовые основы
- 34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения в рф
- 35. Структура бюджетной системы. Доходы, расходы и сбалансированность бюджетов
- II - бюджеты субъектов рф и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- 1) Единства бюджетной системы рф
- 10) Достоверности бюджета
- 11) Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Подведомственности расходов бюджетов
- 36.Фондовый рынок: сущность, структура, функции
- 37. Сущность и классификация ценных бумаг. Принципы управления портфелем ценных бумаг компаний
- 38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполнения
- 39. Финансы домашнего хозяйства: сущность, доходы, расходы и сбережения
- 40. Слияние и поглощение компаний: понятие, виды, регулирование
- 41. Государственный кредит: сущность, функции, управление
- 42. Государственный долг: содержание и основные формы
- 44. Оценка недвижимости: базовые понятия, правовые основы, методы
- 45. Нематериальные активы: понятие, роль, источники финансирования, амортизация
- 47. Понятие и структура платежной системы
- 49. Формы международных расчетов
- 50. Необходимость, сущность и формы кредита. Ссудный процент
- 51. Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы
- 52. Сущность и структура кредитной системы
- 53. Небанковские и некоммерческие кредитные организации
- 54. Инвестиционный проект и проектный анализ
- 55. Банки: возникновение, роль в современной экономике, функции и виды банков
- 56. Модели банковских систем, банковская система России
- 57. Международные финансы: понятие, структура, международные публичные финансовые организации
- 58. Центральный банк: сущность, функции, инструменты и методы денежно-кредитного регулирования и надзора
- 59. Финансовый менеджмент: сущность, функции, субъекты и объекты, базовые концепции, финансовый механизм
- 60. Бюджетирование как инструмент финансового управления на предприятии
- 61. Антикризисное управление финансами предприятия
- 62. Эффект финансового рычага
- 63. Анализ показателей объема производства и доходов предприятия
- 64. Классификация и управление затратами на предприятии
- 65. Основы операционного анализа на предприятии
- 66. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: сущность, виды, методы анализа
- 67. Прибыль: сущность, формирование и расчет показателей, факторы, определяющие ее величину
- 68. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли.
- 70. Расчет и оценка эффективности использования основных фондов
- 71. Валютная политика государства. Операции на международных валютных рынках
- 72. Оборотный капитал (средства): понятие, кругооборот и оборот, анализ структуры и источников формирования.
- 73. Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств
- 74. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью
- 75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения
- 76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития
- 77.Финансово-экономический анализ: сущность, методы, источники информации
- 78. Анализ имущества и источников его формирования на предприятии
- 79. Инфляция: сущность, виды, социальные последствия, влияние на финансовые результаты организации
- 80. Анализ деловой активности предприятия
- 81. Ликвидность и платежеспособность предприятия: понятия и анализ
- 82. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 84. Анализ кредитоспособности организации
- 85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы
- 86. Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования
- 87. Управление ценой и структурой капитала фирмы
- 88. Денежные потоки: понятие, виды, расчет оптимального уровня денежных средств
- 89. Инвестиции: сущность, виды, принципы принятия долгосрочных инвестиционных решений
- 90. Финансовые риски: понятие, классификация, методы оценки и способы снижения