logo
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

63. Анализ показателей объема производства и доходов предприятия

Анализ работы предприятия начинают с изучения показателей выпуска продукции. Основными задачами анализа являются:

  1. оценка выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

  2. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

  3. выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

  4. разработка мероприятий по освоению резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

При этом объектами анализа являются:

  1. объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;

  2. качество товарной продукции;

  3. структура товарной продукции;

  4. ритмичность производства и реализации продукции.

Объем производства характеризуется показателями валовой и чистой продукции, объем выпуска – показателями готовой и товарной продукции, объем реализации – показателями отгруженной и реализованной товарной продукции. В показатель товарной продукции не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных) и включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Применяются и условно-натуральные показатели, которые, как и стоимостные, служат для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Все перечисленные показатели взаимосвязаны следующим образом:

ВП=ТП+(НЗПн-НЗПк)

РП=ТП+(ОГПн-ОГПк)

где ВП - валовая продукция, ТП – товарная продукция; НЗПн и НЗПк – остатки незавершенного производства на начало и конец периода; РП – реализованная продукция; ОГПн и ОГПк – остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода.

Источниками для анализа производства и реализации продукции являются: бизнес-план предприятия; форма № 2, ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.

Возможны два варианта методики анализа объема реализации продукции:

  1. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ОГПн+ ТП=РП+ОГПк, следовательно РП=ТП+(ОГПн-ОГПк)

  1. Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

ОГПн+ТП+ОТн=РП+ОТк+ОГПк, следовательно РП=ТП+(ОГПн-ОГПк)+(ОТн-ОТк)

где ОТн и ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец отчетного периода, не оплаченные покупателями.

Следующий этап анализа – изучение влияния факторов на выпуск товарной продукции предприятия, а, следовательно, и на объем ее реализации. Продукция создается тремя производственными факторами: средствами труда, предметами труда и живым трудом, каждый из которых характеризуется показателями экстенсивности и интенсивности. По экономическому содержанию все факторы можно объединить в три группы:

  1. обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования (показатели производительности труда и заработной платы);

  2. обеспеченность основными средствами, в т.ч. машинами и оборудованием, эффективность их использования (показатели фондоемкости и фондоотдачи);

  3. обеспеченность сырьем и материалами и эффективность их использования (показатели материальных затрат и материалоотдачи).

Важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности организации, является цена. Механизм ее формирования можно представить следующим образом:

w=S+P

где w – оптовая цена предприятия; S – полная себестоимость продукции; P – получаемая прибыль.

При этом полная себестоимость включает:

S=M+A+U

где M – материальные затраты на производство продукции; A – амортизация; U – затраты на оплату труда.

В соответствии с нормативными актами, действующими в России, под доходами понимается приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного (складочного) капитала.

Доходы предприятия в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности предприятия подразделяются на:

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

Непосредственно к выручке от реализации продукции (работ, услуг) относятся лишь доходы от обычных видов деятельности и часть операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов, связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг.

Основными задачами анализа доходов предприятия являются:

  1. изучение уровня и структуры доходов в отчетном периоде;

  2. сравнение уровней и структур доходов в отчетном и базовом периодах (или в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года);

  3. оценка структурной динамики доходов и выяснение причин ее изменения.