logo
Копия Выпускнику ЭК_14-15 / Выпускнику ЭК_14-15 / Госэкзамены / Материал для подготовки к ГЭ краткий вариант

11. Законы спроса и предложения. Равновесная цена

Спрос, предложение и цена являются важнейшими элементами рыночного механизма. Спрос - это стоимостное выражение заявленной на рынке потребности в товарах. Он обладает двумя свойствами: платежеспособностью и способностью представлять в обращении потребности в их натуральной форме. Предложение - это масса товаров и услуг, предлагаемых для реализации. Предложению также присущи два свойства: способность к обмену и способность удовлетворять те или иные потребности.

Спрос. Различают спрос: индивидуальный (спрос со стороны отдельного покупателя), рыночный (спрос со стороны многих покупателей): совокупный (суммарный спрос на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках); не удовлетворенный (у потенциального покупателя имеются деньги, но в продаже отсутствует требующийся товар); отложенный (необходимо сделать крупную покупку, для чего предварительно требуется накопить соответствующую сумму денег).

Спрос зависит от стоимостных и от нестоимостных факторов.

Стоимостные факторы: структура товарного предложения; денежные доходы населения; уровень цен на сопряженные товары (когда два продукта взаимозаменяемы и взаимодополняемы); потребительские ожидания; удельный вес натуральных поступлений (так, увеличение получаемой с приусадебного участка продукции сокращает спрос на продовольственные товары).

Нестоимостные факторы: природно-климатические, национально-этнические, медико-биологические, физиологические факторы, половозрастная структура населения и пр.

Предложение. Предложение, аналогично спросу, можно анализировать как на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, так и на уровне отрасли народного хозяйства либо национальной экономики в целом. При этом для отдельного производителя на формирование предложения наибольшее влияние окажут цены на ресурсы; применяемые технологии; уровень налогов и объем; цены на другие товары; потребительские ожидания изменения цен в будущем, а также число продавцов.

Очевидно, что и на спрос, и на предложение разнонаправлено воздействует множество факторов. Вместе с тем существует фактор, имеющий первостепенное значение как для изменения спроса и предложения, так и для их взаимосвязей. Это - цена на приобретаемый (реализуемый) товар. Хорошо известны зависимости спроса и предложения от уровня цен и, наоборот, обусловленность цены соотношением спроса и предложения: при прочих равных условиях с ростом спроса цена увеличивается; с ростом предложения цена падает; со снижением спроса цена падает; со снижением предложения цена растет.

Поскольку между спросом, предложением и ценой существуют устойчивые, постоянно повторяющиеся связи, можно говорить о наличии соответствующего экономического закона.

Согласно закону спроса с увеличением цены спрос на товар падает и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар (между ценой и спросом существует обратная зависимость).

Согласно закону предложения при увеличении цены предложение растет, при падении – сокращается (между ценой и предложением существует прямая зависимость)

Цена и ее формирование в рыночной экономике.

Цена есть денежное выражение стоимости (количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.) Основные концепции стоимости:

-трудовая теория стоимости была сформулирована К.Марксом. В качестве основы цены рассматриваются общественно необходимые затраты труда на производство продукции.

В общественном воспроизводстве цена выполняет следующие функции:

«Нетрудовые» теории, которые берут свое начало от теорий издержек производства, анализирующих стоимость со стороны товарного предложения, и от различных модификаций теории предельной полезности, рассматривающих стоимость со стороны спроса.

Согласно теориям издержек производства, стоимость является результатом взаимодействия труда, земли и капитала (в последующем к этим факторам добавили и предпринимательскую активность).

Равновесная цена – цена, при которой спрос равен предложению и она не обнаруживает тенденции к росту или снижению.

Поскольку изменение предельной полезности выступает как решающий фактор в изменении кривой спроса, а изменение предельных издержек - как решающий фактор в изменении кривой предложения, цена равновесия в условиях совершенной конкуренции равняется, с одной стороны, предельной полезности, с другой - предельным издержкам, зависящим в свою очередь от предельных продуктов факторов производства. При этом под предельными издержками понимаются дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы товара; предельный продукт - это прирост продукции, полученный в результате увеличения данного производственного фактора на единицу при неизменной величине всех остальных факторов. Понятие предельного продукта предполагает, что в неизменных технических условиях последовательное увеличение одного из производственных факторов на единицу при неизменной величине других ведет к снижающемуся приросту продукции.

А.Маршалл первым включил фактор времени в анализ ценообразования. Он различал несколько периодов равновесия спроса и предложения при формировании цены: кратковременный, средний и длительный. В кратковременный период равновесия цена существенно зависит от спроса, при удлинении же периода возрастает влияние издержек производства, причем цена товара благодаря «внутренней» и «внешней» экономии снижается до определенного «нормального» уровня.

А. Маршаллом были введены некоторые понятия, например эластичность спроса и предложения по цене. Эластичностью спроса по цене называется отношение количественного прироста (или сокращения) спроса на товар при понижении (или повышении) его цены к увеличению (или уменьшению) це­ны, или отношение процентного изменения спроса на товар к процентному изменению его цены.

В зависимости от степени эластичности спроса все товары подразделяются на три группы: